Шансы РЖД на то, что доля монополии в «Трансконтейнере» будет передана новому логистическому оператору России, Казахстана и Белоруссии, а не приватизирована, постепенно снижаются. Вслед за Минэкономразвития первый вице-премьер Игорь Шувалов публично заявил о том, что приоритетным вариантом является продажа «Трансконтейнера».
По словам Игоря Шувалова, «в первую очередь РЖД и правительство должны рассматривать именно вариант приватизации, а любые другие решения могут быть приняты лишь в случае наличия каких-то весовых аргументов». В ответ в РЖД в очередной раз напомнили, что создание объединенного логистического оператора является важным этапом в формировании Единого экономического пространства России и без компании с таким уровнем инфраструктуры, как у «Трансконтейнера», в этой цепочке не обойтись.
До этого в РЖД считали вопрос с «Трансконтейнером» практически решенным. Глава монополии Владимир Якунин неоднократно заявлял, что обсуждение по созданию нового оператора и по составу вносимых в него активов ведется «на уровне правительств». В июне Игорь Шувалов также сообщал, что премьер-министры стран всех участников Таможенного союза предварительно одобрили передачу от российской стороны в новое СП долю РЖД в «Трансконтейнере».
Противником этой идеи с самого начала выступало только «Минэкономразвития» (МЭР). Ведомство направило письмо в правительство, в котором отметило, что в целом поддерживает идею с созданием объединенного оператора, но только без участия «Трансконтейнера». Министерство считает, что государству было бы выгоднее продать 50% плюс две акции компании через аукцион. Стоимость пакета в МЭР оценили в 32—35 млрд руб., что значительно выше текущей биржевой цены компании.
Напомним, что более полугода РЖД лоббируют идею с созданием объединенной с Казахстаном и Белоруссией логистической компании и с передачей в нее своей доли в «Трансконтейнере». Предполагалось, что все три участника будут владеть равными долями, а его общий капитал составит более 2 млрд руб. С подобной инициативой монополия выступила после того, как больше года профильные ведомства (Минтранс и МЭР) и РЖД не могли договориться о сроках и условиях продажи пакета акций контейнерного оператора. Владимир Якунин настаивал на продаже только блокпакета и лишь после 2013 года, Минтранс и Минэкономразвития — контрольного пакета и уже в 2012 году. Главными претендентами на «Трансконтейнер» считались Fesco (сейчас принадлежит 23,7% акций «Трансконтейнера»), Globaltrans и группа «Сумма».
ОАО «Трансконтейнер» принадлежат около 60 000 крупнотоннажных контейнеров международного стандарта ISO и более 24 000 фитинговых платформ. Компания осуществляет доставку контейнерных грузов, как по России, так и за рубежом, на более чем 300 000 маршрутах. Компания владеет сетью железнодорожных контейнерных терминалов, расположенных на 46 железнодорожных станциях в России и является оператором контейнерного терминала в Словакии.
В рамках совместной деятельности с Казахстанскими железными дорогами ОАО «ТрансКонтейнер» через свое дочернее общество «Кедентранссервис» оперирует 18 железнодорожными терминалами в Казахстане, в том числе терминалом Достык на границе с Китаем. Терминалы Компании расположены вдоль самых оживленных транспортных коридоров России и СНГ, а также на пограничных переходах с Китаем и Словакией.
Акционеры компании: РЖД (50%), структуры ДВМП и группы «Сумма» (более 25%), ЕБРР (9,25%), НПФ «Благосостояние» (5,3%). Капитализация – 48,6 млрд руб.
По мнению Елены Садовской из RMG, скорее всего, государство действительно решит приватизировать «Трансконтейнер», но по сценарию РЖД: в конце 2013 — в 2014 году и не весь пакет акций, а для начала только его часть.
Андрей Рожков из «Метрополя» также считает, что «Трансконтейнер», скорее всего, будет продан частной компании. В правительстве всегда подходили к вопросу с «Трансконтейнером» аккуратно, никогда однозначно не говоря о том, что передача актива в СП — лучший вариант, отмечает Андрей Рожков.
При этом не стоит забывать про группу «Сумму», которая пользуется благосклонностью чиновников, напоминает он. По его оценкам, конкуренцию «Сумме» в борьбе за «Трансконтейнер» могут составить одна из структур Владимира Лисина, АФК «Система», а также Globaltrans. Правда, не стоит рассчитывать на справедливые торги, скорее всего, продажа будет подготовлена под «Сумму», рассуждает г-н Рожков.
Елена Садовская, напротив, считает, что РЖД сделают все, чтобы не допустить этого претендента к торгам.