Группа ВТБ ведет переговоры о покупке блокпакета крупнейшего в России оператора платного телевидения — «Национальной спутниковой компании» (бренд - «Триколор ТВ»). Вместе с этим активом ВТБ может получить доступ примерно к 10 млн. потенциальных клиентов, которым через «Триколор» можно продавать продукты и услуги. Не исключён и политический подтекст сделки, т.к. в последнее время, связанные с государством структуры все сильнее стремятся влиять на медиакомпании. Переговоры идут уже полгода, группа ВТБ намерена приобрести меньше контрольного пакета (25% плюс 1 акция).
Известен только один акционер «Триколора» — Андрей Ткаченко. Этим летом Федеральная антимонопольная служба одобрила его ходатайство об увеличении доли в ЗАО «Национальная спутниковая компания» с 37,4 до 87,4% акций. Других акционеров компания не раскрывает. По официальным данным, по 50% оператора принадлежит Зинаиде Толпекиной и Ольге Орловой, имена которых ничего не говорят участникам рынка.
Переговоры с ВТБ — это уже вторая попытка «Триколора» привлечь инвестора. В 2009 г. холдинг «Газпром-медиа» официально объявил, что покупает «Триколор ТВ», но сделка так и не состоялась. «Газпром-медиа», как и ВТБ сейчас, столкнулась со сложностями в оценке «Триколора», в частности, из-за особенностей учетной политики оператора: с одной стороны, число его абонентов стремительно растет, с другой — активным абонентом считается даже тот, кто в последний раз пользовался услугами оператора два года назад, и понять, сколько у компании «живых» плательщиков, крайне сложно.
В 2011 г. «Триколор» принял стратегию развития на пять лет, предусматривающую подключение более 2 млн абонентов каждый год. Это реалистичные планы: ежегодно российский рынок платного ТВ растет на 20% и такой рост сохранится по крайней мере до 2015 г.
«Триколор ТВ» – крупнейший российский оператор спутникового телевидения, осуществляющий с декабря 2005 года цифровое вещание пакета телевизионных каналов на европейскую часть территории РФ, а также территории Сибирского, Уральского и части Дальневосточного округов. Вещание под торговыми марками «Триколор ТВ» и «Триколор ТВ Сибирь» осуществляет ЗАО «Национальная спутниковая компания» (г. Москва).
Абонентская база компании превышает 11 миллионов домохозяйств. Зрительская аудитория оператора - более 30 млн. человек, а значит, «Триколор ТВ» смотрит примерно каждый пятый житель страны. По данным исследовательской компании J’son & Partners, «Триколор ТВ» - лидер российского рынка платного телевидения (39% абонентов), а в спутниковом сегменте доля оператора составляет 86%.
Помимо основной услуги телевизионного вещания «Триколор ТВ» предлагает своим абонентам линейку дополнительных сервисов, в числе которых «Кинозалы «Триколор ТВ», «Триколор ТВ-Почта» и др. Абонентам оператора также доступен спутниковый пакет из 30 лучших российских радиостанций. Весной 2012 года «Триколор ТВ» совершил так называемую «контентную революцию», запустив телеканалы иностранного производства. Кроме того, 24 июля компания объявила о запуске в коммерческую эксплуатацию нового формата телесмотрения «Триколор Full HD».
19 апреля 2012 года в Государственном Кремлевском дворце произошло уникальное в истории телекоммуникационной отрасли событие: около 5 тысяч региональных дилеров «Триколор ТВ» из разных уголков России собрались на мероприятии, посвященном подключению оператором 10-миллионного абонента.
В 2010 г. выручка «Триколора» составила 3,33 млрд руб., в 2011 г. — 4,44 млрд руб. На начало октября текущего года у «Триколора» было 12 млн. абонентов, из них 8,55 млн подписано на платные пакеты. Базовый пакет из 14 каналов для абонентов бесплатен, они оплачивают только спутниковую тарелку.
Если ВТБ приобретет до 50% «Триколора» за $200 млн, всю компанию можно оценить примерно в $400 млн, рассуждает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович.