Контракт на поставку восьми составов для петербургского метро за 3,8 млрд руб. будет заключен с ООО «Вагонмаш», сообщила 27 апреля пресс-служба вице-губернатора Игоря Албина.
Соответствующее поручение Албин дал комитету по транспорту после совещания, в котором участвовали гендиректор «Вагонмаша» Владислав Козак, гендиректор ОАО «Кировский завод» (КЗ) Георгий Семененко, акционер и член правления Skoda Transportation Марек Крсек, сообщает пресс-служба.
Структуры КЗ приобрели 49% доли в уставном капитале ООО «Вагонмаш», компании заключили договор об аренде для «Вагонмаша» производственных мощностей на КЗ, на май назначены выборы председателя совета директоров «Вагонмаша» из числа представителей КЗ, сообщает пресс-служба вице-губернатора. По ее данным, локализация производства вагонов составит до 65%.
Два источника на КЗ подтверждают сделку по покупке доли в «Вагонмаше», не уточняя подробностей. Договор на поставку восьми составов должен был быть подписан 29 апреля, добавил один из них. Пресс-служба КЗ не комментирует сделку, информации о ней нет и в корпоративной отчетности КЗ.
О том, что КЗ стал партнером Skoda Transportation и компании на паритетных началах владеют ООО «Вагонмаш», говорил на годовом общем собрании акционеров в апреле 2013 г. Семененко. Прежний совладелец компании – ЗАО «Вагонмаш» обанкротилось. По данным «СПАРК-Интерфакса» на январь 2013 г., ООО «Вагонмаш» принадлежит на 51% Skoda Transportation и на 49% – «Леонтодон ридео лимитед».
«Вагонмаш» выиграл конкурс в феврале, но контракт до сих пор не заключен, так как компания не предоставила информацию о необходимой локализации производства вагонов и промышленной площадке.
Заявку на участие подавало также ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (ОЭВРЗ, входит в «Трансмашхолдинг»), но оно не было допущено к конкурсу. Комиссия сочла, что заявка не соответствовала требованиям. ОЭВРЗ пытается оспорить результаты конкурса.
На итоги конкурса губернатору Георгию Полтавченко пожаловались профсоюз машиностроителей РФ и «Национальное антимонопольное общество». Решение о закупке чешских вагонов метро противоречит политике импортозамещения, написали они.
Согласно контракту «Вагонмаш» в 2015 г. поставит один состав, в 2016 г. – два, в 2017 г. – пять составов. Все они выйдут на третью (Невско-Василеостровскую) линию метрополитена перед чемпионатом мира по футболу в 2018 г.
«Вагонмаш» в 2012 г. уже выигрывал конкурс на поставку девяти шестивагонных составов за 3,25 млрд руб. Сроки той поставки компания нарушила и из-за этого не сможет участвовать в конкурсе, который метрополитен объявил в середине апреля.
Производство вагонов будет размещаться на пр-те Стачек, 47, – в том же цехе, где ранее производилась «Нева» для прошлого контракта, сообщил представитель КЗ. Локализация вагонов в 2012 г. составляла 55%, для нового контракта «Неву» модернизируют, локализация увеличится до 65%, добавил он.
Сейчас выгоднее покупать компоненты за рубли, говорит источник в «Вагонмаше». Скорее всего, Skoda поставит привод тележки, на первый состав, возможно, всю тележку в сборе, но в остальных случаях все, кроме привода, будут производить в России, добавил он.
Выручка «Вагонмаша» в 2013 г. составила 985 млн руб., чистый убыток – 257,5 млн руб. У «Вагонмаша» сейчас нет активов – стоимость компании равна стоимости технологии производства вагонов «Нева», считает начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский.
Если модернизировать станционное оборудование, эта технология позволяет снизить потребление электроэнергии на 20% по сравнению с продукцией «Трансмашхолдинга», добавляет аналитик.
Кумановский оценивает 49% «Вагонмаша» в $5 млн. Сделка в данных обстоятельствах была номинальной и, возможно, безденежной: между партнерами, скорее всего, были достигнуты договоренности, чтобы получить этот контракт, считает он.