Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
111 345,90  (+150,39%)
4 586,81  (+4,75%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

"Вертолёты России" объединят предприятия в Казани и Кумертау

Как стало известно "Ъ", холдинг "Ростеха" "Вертолеты России" начал реструктуризацию предприятий: убыточный завод в башкирском Кумертау будет передан Казанскому вертолетному заводу. На базе предприятий планируется создать вертолетостроительный кластер по выпуску моделей "Ми" и "Ка".

Предприятие в Кумертау было недозагружено, в результате его убыток в 2014 году достиг 2,5 млрд руб. По оценке экспертов, уход завода от полного цикла производства на выпуск комплектующих может увеличить производство и вывести его из убытков.

Холдинг "Вертолеты России" начал объединять два дочерних предприятия — Казанский вертолетный завод (КВЗ) и Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП), рассказали "Ъ" в холдинге.

На базе двух заводов до 2018 года будет создан единый кластер, который будет производить вертолеты различного класса и назначения, в том числе Ми-8/17, Ми-38, "Ансат", Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31.

Входящие в "Ростех" "Вертолеты России" объединяют пять основных площадок по выпуску военных и гражданских вертолетов в РФ (помимо КВЗ и КумАПП, это "Роствертол", Улан-Удэнский авиазавод и Арсеньевская авиационная компания "Прогресс"), а также производства комплектующих.

В 2014 году выпущен 271 вертолет, выручка увеличилась на 22,8%, до 169,8 млрд руб., чистая прибыль выросла на 118,6%, до 20,7 млрд руб.

В рамках реструктуризации полномочия и 100% акций КумАПП будут переданы КВЗ. За счет перераспределения производства планируется оптимизировать систему управления, повысить ритмичность выпуска техники, выполнив контрактные обязательства, в том числе на поставку вертолета Ка-226Т.

В "Вертолетах России" ожидают, что синергия увеличит выпуск вертолетов "Ми" и "Ка" и финансовые показатели заводов (впрочем, прогнозных цифр в холдинге не дают).

О том, что "Вертолеты России" планируют частично перераспределить производство между заводами, источники "Ъ" на авиарынке говорили еще весной. Уже тогда речь в первую очередь шла о КумАПП.

Завод выпускает все типы вертолетов для ВМФ (семейства Ка-27, Ка-31), гражданский многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС, новые вертолеты Ка-226 и Ка-226Т. Но в последние годы КумАПП приносил убытки из-за недозагрузки.

В 2012-2013 годах "Вертолеты России" рефинансировали большую часть обязательств завода — более 12 млрд руб., что позволило КумАПП получить низкую процентную ставку по займам.

Но в 2014 году завод увеличил убыток в 2,5 раза, до 2,5 млрд руб., выручка выросла всего на 5%, до 3,9 млрд руб., а кредиторская задолженность на конец года достигла 4,7 млрд руб. В феврале в Кумертау возник конфликт между работниками и руководством завода из-за опасений сокращений (разногласия удалось уладить).

На 2015 год КумАПП был полностью обеспечен контрактами на ремонт и модернизацию, был заключен контракт на реализацию ранее изготовленных Ка-31А11ВС. В холдинге заявляли, что если КумАПП выполнит все обязательства, то выручка предприятия в 2015 году составит около 10 млрд.

 

Комментарий

Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что если до сих пор на заводах производство велось "по полному циклу", то сейчас предприятия с минимальной программой выпуска имеет смысл трансформировать в центры компетенций, специализирующиеся на отдельных узлах или процессах, так они могли бы вести поставки на другие заводы холдинга, увеличить серийность и стать прибыльными.

Эксперт напомнил, что в Кумертау поступали предложения загрузить производство комплектующими, в том числе самолетными — для Бе-200, но стороны не договорились. В ситуации, когда на серийную продукцию завода крупных заказов в России не предвидится, переход к новой модели — единственный способ сохранить предприятие, замечает господин Пантелеев.