Компании New Stream, управляющей Антипинским НПЗ в Тюменской области и Марийским НПЗ, с мая принадлежит 51% в портовом терминале "Коммандит-сервис", а к сентябрю-октябрю их доля будет доведена до 75%.
Нефтеналивной терминал на мысе Мохнаткина Пахта был построен "Коммандит-сервисом" в 2005 году на базе Минобороны, а в 2012 году выкуплен компанией за 455 млн руб. (затем министерство судилось за этот актив, но безуспешно). Ранее собственниками "Коммандит-сервиса" были офшорные структуры.
Сейчас, по СПАРК и "Картотеке", 49% принадлежит "Кола Трансшипмент" (66% у Лианы Лобачевой, остальные доли у Андрея Чирикова и Артура Магомедова), 51% — у "Нефтеторгинвеста", принадлежащего Марии Яшметовой, помощнику председателя совета директоров Антипинского НПЗ Дмитрия Мазурова.
Ранее осведомлённые источники называли конечным бенефициаром терминала Константина Гогелию, с ним же ведутся сейчас переговоры о выкупе "Коммандит-сервиса".
Терминал в Мохнаткиной Пахте мог быть продан еще три года назад: в ноябре 2013 года, интерес к нему проявляла АФК "Система". С помощью "СГ-Транс" (принадлежал АФК) "Система" планировала перевозить нефть с месторождений Требса и Титова, но после перехода "Башнефти" в госсобственность в 2014 году схема потеряла актуальность.
2001 году построить в Мохнаткиной Пахте нефтеперевалку на 7 млн тонн в год хотел ЛУКОЙЛ.
В апреле СМИ называли основным акционером Антипинского НПЗ (мощность до 9 млн тонн нефти) Дмитрия Мазурова, а миноритарием с 20% — однокурсника Владимира Путина адвоката Николая Егорова.
А в мае ВТБ сообщил о продаже структурам господина Мазурова Марийского НПЗ, который достался банку в 2013 году за долги. ВТБ оценил актив в 5,7 млрд руб., сумма сделки не называлась.
Выручка Антипинского НПЗ по РСБУ в 2014 году — 125 млрд руб., чистый убыток — 34 млрд руб. На НПЗ идет модернизация для увеличения глубины переработки с 55% до 97% и начала выпуска бензина "Евро-5" в 2016 году (в 2015 году переработано более 8 млн тонн нефти, основной продукт — темные нефтепродукты).
По мнению источников в отрасли, в планах Дмитрия Мазурова была и покупка активов в upstream. Переговоры о покупке терминала с New Stream велись с осени 2015 года.
"Для относительно небольших предприятий экспорт нефтепродуктов через Мурманский незамерзающий порт достаточно интересен",— отмечает директор по развитию агентства "ПортНьюс" Надежда Малышева.
Терминал требует инвестиций и реконструкции, добавляет она. С января по май 2016 года его грузооборот упал более чем на 20%, до 245 тыс. тонн. В будущем в зависимости от выбранного инвестором проекта грузооборот можно увеличить до 1-2 млн тонн в год, заключает эксперт.