Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
57
1 408
II кв.'25
89
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Росхим Газпром нефтехим Салават
3 350
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 668,38  (-17,57%)
1 069,54  (-2,03%)
6 765,88  (+60,76%)
87 011,43  (-282,30%)
2 929,89  (-5,89%)
62,48  (-0,89%)
Источник Investfunds

Владелец нефтяного бизнеса займётся производством кваса

По данным газеты «Коммерсантъ», второй по величине производитель кваса в России «Дека» (бренды «Никола», «Добрыня Никитич») теперь контролируется Николаем Левицким, партнером Геннадия Тимченко по нефтяному бизнесу, и владельцем петербургского «Сити Инвест банка» Сергеем Камзиным. Возможно, «Дека», основатели которой продолжают конфликтовать, будет перепродана.

Основатели ОАО «Дека» Андрей Манский и Константин Баринов (владели по 50% компании) еще в 2009 году договорились о разделе бизнеса: первый должен был получить всю компанию, отдав партнеру солодовню «Невский берег». Но размен так и не состоялся, а летом прошлого года господин Баринов начал судиться с господином Манским, когда узнал, что тот вывел все марки «Деки» на принадлежащую ему офшорную структуру.

Позже вмешались кредиторы — «Сити Инвест банк» (СИБ; долг оценивался в 0,384 млрд руб.) и «Промсвязьбанк» (ПСБ; 1,265 млрд руб.). Оба банка конвертировали проблемную задолженность в активы — заложенные им акции, недвижимость и землю: в итоге СИБ получил около 50% бизнеса производителя, а ПСБ — 20%. Позже они перепродали «Деку».

В настоящее время владельцами примерно 60% «Деки» являются структуры бизнесмена Николая Левицкого. Еще 40% остались у Андрея Манского. Господин Левицкий выкупил активы у ПСБ, помогая своему давнему другу — владельцу СИБ Сергею Камзину. Предположительно, господа Левицкий и Камзин в настоящее время контролируют приблизительно по 30% «Деки».

История пивоваренного завода «Дека» восходит к 1878 году, когда купцу первой гильдии Г.М.Сметанину было выдано разрешение Новгородской Городской Управы на строительство пивоваренного завода «в Новгороде, 1-й части, 3 участка по Набережной Волхова на углу Дмитриевской и Николо-Качановской улиц».

Новгородский пиво-солодовенный завод был основан 1 января 1973 года. С 1976 по 1986 год входит в объединение пиво-безалкогольной промышленности. В июне 1986 года переименован в пиво-безалкогольный завод «Новгородский». С октября 1992 года зарегистрирован как Акционерное общество открытого типа «Дека» (Регистрационный номер: №3490-рз от 23.10.92г.). В настоящее время Открытое акционерное общество «Дека».

Сегодня ОАО «Дека» – известный производитель кваса, пива и минеральной воды. В арсенале завода – такие известные во многих российских регионах торговые марки, как квас живого брожения «Никола», «Большой квас», квас «Добрыня Никитич», минеральная лечебно-столовая вода «Серебряный родник», пивные марки «Megabier», «Большое пиво», линейка пива: «Бархатное», «Золотое», «Крепкое», «Жигулевское».

В настоящее время основным направлением деятельности ОАО «Дека» является производство натурального кваса брожения. Чтобы освоить выпуск новой продукции, на предприятии была произведена реконструкция производственных помещений, закуплено и установлено новое современное высокотехнологичное оборудование. Технологи разработали рецептуры приготовления кваса, бережно сохранив традиции квасоварения наших предков. Только первоначальные инвестиции в развитие квасного направления составили более 60 миллионов рублей.

Грамотно построенная маркетинговая стратегия позволяет торговой марке кваса «Никола» завоевывать популярность потребителей по всей России. Квас «Деки» знают даже в Америке. Первые контейнеры с квасом «Никола» были отправлены в Нью-Йорк летом 2006 года. Результаты продаж показали активный интерес потребителей к этому традиционному русскому напитку.

Комментарий

Аналитик ИФК «Метрополь» Татьяна Бобровская не исключает, что нынешние владельцы «Деки» могут перепродать ее профильному инвестору, например американской PepsiCo, которая с 2010 года разливает на предприятии свой квас «Русский дар». «Исходя из финансовых показателей «Деки» компания может стоить в диапазоне $140-200 млн»,— считает она.