Специализирующаяся на продаже DIY-товаров сеть «К-раута» — последний из активов Kesko в России. В России Kesko, по ее данным, управляет 14 магазинами «К-раута» в Москве, Петербурге, Туле, Калуге и Ярославле (rauta по-фински «железо»). Их совокупная площадь составляет 109,7 тыс. кв. м.
Соглашение о продаже еще не достигнуто. «Если переговоры приведут к подписанию соглашения, это будет объявлено отдельно», — подчеркивает финская компания. Если соглашение не будет достигнуто, Kesko будет по-прежнему управлять магазинами.
Компании уже договорились о продаже, знают два источника, знакомых с ходом сделки.
Kesko Oyj была основана в 1940 году. Холдинг Kesko объединяет производства продуктов питания, сельскохозяйственного оборудования, а также торговые сети – продовольственную и товаров для дома и автомобилей. Выручка компании в 2017 году увеличилась на 4,9%, до €10,68 млрд.
В России Kesko работает 20 лет, начинала с оптовой торговли стройматериалами. В 2005 г. компания купила магазины «Строймастер» в Петербурге, на их базе и стала развиваться сеть «К-раута».
В 2011 г. Kesko приобрела долю в российской сети «Интерспорт» у структуры сербской Delta Holding, а позднее полностью консолидировала актив. Спустя год, зимой 2012 г., в Санкт-Петербурге открылся первый продовольственный магазин «К-руока» (ruoka значит «питание»).
В разгар кризиса, начавшегося в 2014 г., Kesko заявила, что может и приостановить развитие бизнеса в России. Коррупция, непредсказуемость официальных лиц, неожиданные изменения законов и операционной среды осложняют ведение бизнеса в России, писал финский холдинг в отчетности за 2014 г. и указывал на высокий уровень неопределенности в экономике и значительно возросшие политические и страновые риски.
В 2016 г. Kesko продала сеть магазинов спортивных товаров Intersport в России из-за низких финансовых показателей. Компания управляла спортивным ритейлером в России только пять лет. Ее новым собственником в феврале 2016 года стала группа частных инвесторов. Стоимость этой сделки эксперты оценивали до 200 млн. руб.
Кроме того, в том же - 2016 году, компания Kesko объявила о том, что ищет инвестора для своего продуктового ритейлера «К-Руока». Тогда магазины «К-руока» и несколько земельных участков в Москве и Ленинградской области за 11 млрд. руб. приобрела российская сеть «Лента».
Сеть «К-раута» осталась единственным бизнесом финского холдинга в России. Kesko обещает официально сообщить об итогах переговоров с Leroy Merlin.
Последняя – крупнейший DIY-ритейлер в России, по данным «Infoline-аналитики»: на начало года Leroy Merlin с долей рынка более 16% управляла 73 гипермаркетами, выручка в 2016 г. – 186 млрд. руб. без НДС - на 24% больше, чем годом ранее (за 2017 г. данных нет).
Выручка «К-рауты» (без НДС) в 2016 г. – 13,1 млрд. руб., доля рынка – чуть более 1,1%, по данным «Infoline-аналитики». В 2017 году выручка российской компании составила €184 млн. (около 12,1 млрд. руб. по среднему курсу ЦБ за прошлый год).
В условиях кризиса, сокращения розничного рынка и усиления конкуренции «К-раута» объективно проигрывала не только международным Leroy Merlin, Castorama, но и российским «Максидому» и «Петровичу», замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Особенно сильное давление на бизнес «К-рауты», значимая часть продаж которой приходилась на опт, оказал агрессивный рост «Петровича», указывает он: сеть активно развивала онлайн-продажи и сотрудничество со строителями.
За 2017 г. «Петрович», по собственным данным, увеличил интернет-продажи на 36% до 13 млрд. руб. Оборот сеть не раскрывает.
Убытки «К-рауты» ежегодно растут с 2012 г., напоминает Бурмистров. Он подсчитал, что совокупный убыток «К-раута» с 2012 года превысил 2,5 млрд. руб.
«Продажа бизнеса — единственно возможный вариант»,— полагает эксперт. Неудачу «К-раута» в России он объясняет уровнем ценовой конкуренции, который здесь существенно сильнее, чем в странах Скандинавии и Прибалтике.
По мнению господина Бурмистрова, если переговоры с Leroy Merlin закончатся успешно, сделка с «К-раута» станет крупнейшей в российском DIY-ритейле. Согласно прогнозам «Infoline-Аналитики», выручка Leroy Merlin в 2017 году превысит 200 млрд. руб., «К-раута» — более 13 млрд. руб.
Сети занимают первое и девятое места в рейтинге крупнейших российских DIY-ритейлеров. Стоимость всей сети «К-раута» с недвижимостью управляющий партнер Peregrine Capital Николай Габышев оценивает в сумму до 4,5 млрд. руб. с учетом долга. Господин Бурмистров считает, что сумма не превысит 5,5–6 млрд. руб.
По мнению управляющего партнера Colliers International Николая Казанского, гипермаркеты «К-раута» могут стать для Leroy Merlin хорошим плацдармом для укрепления позиции на рынке DIY в Центральном федеральном округе и в Санкт-Петербурге.
«Через сделку Leroy Merlin выходит в новый формат — уменьшенных магазинов площадью до 5 тыс. кв. м»,— добавляет господин Габышев.
Как считает Михаил Бурмистров, кроме Leroy Merlin к магазинам «К-раута», расположенным за пределами Санкт-Петербурга, может проявлять интерес также «Аксон». Ранее в прошлом году, напоминает эксперт, этот ритейлер уже приобрел несколько схожих с «К-раута» по формату объектов сети «Стройдепо».
Продать отдельные объекты «К-раута» Kesko будет крайне сложно, а более высокую цену, чем Leroy Merlin, российские операторы заплатить не смогут, уверен глава «Infoline-Аналитики».
Согласно данным «Infoline-Аналитики», в 2017 году объем российского DIY-рынка вырос чуть менее чем на 2%, приблизившись к 1,4 трлн. руб.