По данным газеты «Коммерсант», глава «Норникеля» Владимир Потанин отказался от участия в дуэли за ГМК, не считая ее достойным способом разрешения конфликта акционеров.
«Судьба такой компании, как “Норникель”, с учетом ее значимости для экономики страны не должна решаться игрой в рулетку,— объяснил он в интервью The Financial Times.— Это довольно оскорбительно для работающих там людей. С точки зрения политики, экономики, финансов. Это неприемлемый выход из сложившейся ситуации».
При этом интервью было взято еще до введения санкций против «Русала», обрушивших его котировки, сообщила The Financial Times, поэтому фактор санкций в принятии этого решения учитывать не следует.
«Русал» владеет 27,8% ГМК, еще 32,9% — у «Интерроса» Владимира Потанина. В декабре 2017 года истек пятилетний срок, в ходе которого акционеры обязаны были не увеличивать свои доли, после чего «Интеррос» попытался выкупить долю ГМК у Crispian Investments Романа Абрамовича, а «Русал» обратился в Высокий суд Лондона, чтобы заблокировать покупку, считая ее нарушением акционерного соглашения.
Эти действия стали катализатором уже третьего конфликта акционеров «Норникеля», для разрешения которого в акционерном соглашении предусмотрен механизм «дуэли» или «русской рулетки» — многоходового выкупа долей друг друга.
«Определенно, мы воспринимаем мир по-разному,— заявил The Financial Times Владимир Потанин о разнице подходов с совладельцем “Русала” Олегом Дерипаской.— Акционеры хотят больше дивидендов. Менеджеры хотят больше капитальных затрат…
Причина, по которой это перешло в разряд конфликта,— в том, что разница слишком велика. Дивиденды, которых он ожидает, слишком высоки».
Господин Потанин подчеркнул, что вкладывает полученные дивиденды в акции ГМК: «“Норникель” для него (Олега Дерипаски) — лишь часть большой картины. Ему нужны средства, чтобы развивать собственные активы. А я верю в конкретную компанию. В этом и разница: я не хочу кормить его систему».
«“Дуэль” — это согласованный механизм, утвержденный участниками ГМК как часть акционерного соглашения, которое подписано как компанией Whiteleave господина Потанина, так и непосредственно им самим,— заявили в «Русале». — Удивительно, что сейчас господин Потанин называет его “неприемлемым”».
Что касается дивидендной политики, то она также согласована с господином Потаниным в рамках соглашения акционеров, пояснили в алюминиевой компании, а «Русал» как акционер вправе самостоятельно решать, как именно наилучшим образом использовать дивидендные поступления от пакета «Норникеля».
Суть акционерного конфликта, по мнению «Русала», не столько в борьбе за контроль, сколько в отсутствии у акционеров единой позиции по вопросам стратегического развития «Норникеля» и распределения капитала.
«Пожелания господина Потанина относительно капитальных вложений относятся к сфере крайне рискованных мегапроектов, которые обрекают “Норникель" на судьбу добывающей компании», тогда как у ГМК есть уникальная возможность выиграть за счет «участия в некапиталоемком и дающем высокий возврат на инвестиции производстве продукции с высокой добавленной стоимостью на базе ее корзины металлов», добавили в алюминиевой компании.