Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
109 856,84  (+65,49%)
4 517,30  (+164,88%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

Власти Германии не будут мешать структурам Михаила Фридмана приобрести нефтегазовую RWE Dea

25.08.2014, Ведомости
Минэкономразвития Германии изучило обращение RWE о продаже ее дочерней структуры — RWE Dea — компании LetterOne и не нашло оснований мешать сделке, рассказал представитель министерства. «Правительство Германии ожидает, что сделка не нанесет ущерба безопасности поставок газа в Германию, — объяснил он. — Доля RWE Dea в общем объеме поставок в Германию незначительна (примерно 1% по нефти, около 2% по газу, около 1,8% для хранения газа)».

Представитель LetterOne подтвердил получение одобрения от Минэкономразвития и напомнил, что сделку уже одобрила антимонопольная комиссия ЕС. Его коллега из RWE сказал, что компания надеется закрыть сделку до конца года.

Инвестиционную компанию LetterOne с холдинговой структурой в Люксембурге акционеры «Альфа-групп» (Михаил Фридман, Герман Хан и Алексей Кузьмичев) создали в июне 2013 г., вскоре после закрытия сделки по продаже ТНК-ВР «Роснефти» (за свою долю в нефтяной компании они получили $13,86 млрд). RWE Dea стала первой нефтегазовой сделкой LetterOne, о которой стороны официально объявили в марте 2014 г.

RWE Dea ведет добычу нефти и газа, а также управляет мощностями по хранению газа в Германии. У компании есть проекты в Великобритании, Норвегии, Египте и Дании, Алжире, Ливии и т. д. Стороны согласовали сумму сделки в 5,1 млрд евро ($7 млрд) и существенные условия договора, в том числе переход покупателю долга RWE Dea в размере 600 млн евро. Человек, близкий к LetterOne, говорил, что Dea должна стать площадкой для дальнейших инвестиций акционеров «Альфы» в нефтегазовую отрасль, потому что у немецкой компании «есть управленческая команда, технические ресурсы и представительства в разных странах».

LetterOne и RWE планировали закрыть сделку во втором полугодии, после того как будут получены одобрения наблюдательного совета и регулятора, говорил представитель RWE. Но на фоне развития украинского кризиса и ухудшения отношений Москвы и Берлина сделку раскритиковали немецкие политики.

Председатель внешнеполитического комитета бундестага Норберт Рёттген говорил Die Welt, что сделка с LetterOne «не вписывается в сегодняшнюю ситуацию» и те, кто сознательно усиливает свою зависимость от поставок российского сырья, «не понимают серьезности политического положения».

В июне стало известно, что изучением планируемой сделки занялось правительство Германии. Минэнерго ФРГ собиралось выяснить, не навредит ли сделка национальным интересам страны. Сама RWE призывала избегать эскалации в отношениях с Россией. «Если вы живете в Европе, особенно в Германии, которая много взаимодействует с Россией, нужно поступать осторожно. Вы должны производить маневры очень аккуратно, чтобы не нагнетать», — рассказывал в мае гендиректор RWE Питер Териум.

Комментарий
Владельцы «Альфа-групп» лично и компании, принадлежащие консорциуму, не подпадали под санкции США и ЕС. Санкции не запрещают сделку напрямую, напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Кроме того, стороны договорились о сделке еще до введения санкций, добавляет директор Small Letters Виталий Крюков. У Германии также не нашлось формальных причин для отказа: после покупки RWE Dea LetterOne действительно получит совсем небольшую долю на рынке, что никак не нарушит рыночные правила, напоминает Крюков.