Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
109 689,86  (-101,49%)
4 520,06  (+167,63%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

X5 продаст магазины «Перекресток-экспресс»

16.10.2017, Mergers.ru

По данным газеты «Ведомости», крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group выставит на продажу сеть «Перекресток-экспресс», говорится в сообщении компании. Основные форматы X5 - магазины у дома «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток» и гипермаркеты «Карусель».

«Перекресток-экспресс» - самые компактные магазины у X5, их площадь, как правило, в пределах 200 кв. м. А их доля в обороте группы - менее 1%, их выручка падает в последние годы.

За девять месяцев 2017 г. оборот таких малых точек упал на 11% до 7,3 млрд. руб. Выручка всей группы растет: на 30% до 724,5 млрд руб., отчитывался накануне ритейлер.

Подготовкой продажи «Перекрестков-экспресс» займется «Ренессанс капитал», сообщила Х5.

Такие малые магазины - «очень узкий сегмент», объяснил главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман (его слова приводятся в сообщении).

«90% организованной продовольственной розницы в России занимают три формата - магазины у дома, супермаркеты и гипермаркеты. Имея существенную долю рынка в этих форматах и потенциал ее дальнейшего роста, мы решили сфокусировать все внимание на развитии ценностных предложений «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели», в частности, в Москве», - объявил Шехтерман.

Комментарий
Потенциально сеть «Перекресток-экспресс» может быть интересна «Азбуке вкуса» под их компактные магазины «АВ Daily», так как у нее большие планы по развитию этой сети, полагает гендиректор «Infoline- аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, ритейлер может претендовать на значительную часть площадок «Перекрестка-экспресс».

Представитель «Азбуки вкуса» подтвердил: компания знает о намерении Х5 продать сеть малых магазинов, потенциально «Азбуке» были бы интересны некоторые площади конкурента в Москве под «АВ Daily», оценочно - около 20 точек.

Еще один возможный интересант - нижегородская компания «Сладкая жизнь», крупный дистрибутор, развивающий по лицензии магазины Spar (в том числе в Москве), продолжает Бурмистров. «Они эффективно работают именно в малом формате магазинов, в том числе по субфранчайзингу», - отмечает он.

При продаже бизнеса «Перекрестка-экспресс» целиком Х5 может рассчитывать получить за него до 3 млрд. руб., говорит Бурмистров. По словам представителя X5, компания заинтересована продать всю сеть из 170 точек сразу. Бренд «Перекресток-экспресс» останется у X5, уточнил он. Списка претендентов еще нет: процесс только начат.

Решение продать «Перекресток-экспресс» правильное, оценивает Бурмистров. Продать эту сеть X5 могла еще три года назад, когда в процессе трансформации бизнеса стало понятно: есть успешные масштабируемые форматы, как дискаунтеры или супермаркеты, есть стратегически значимые, которые требуют поддержки (гипермаркет «Карусель»), рассуждает эксперт.

«А формат “Перекрестка-экспресс” не является ни масштабируемым, ни стратегическим», - говорит Бурмистров.

Но три года назад в Московском регионе еще не было успешных примеров развития такой сети и, соответственно, потенциальных покупателей, указывает Бурмистров.

С тех пор на рынке появились кейсы «АВ Daily» и «Вкусвилл», в Москву вышли региональные сети «Ярче!» и «Сладкая жизнь» с форматом Spar, поэтому момент для продажи выбран удачно, полагает он.

Ряд убыточных «Перекрестков-экспресс» закрыт, успешно протестированы точки с обновленным дизайном, зоной кафе и расширенным ассортиментом готовой еды - по сути, это полноценная предпродажная подготовка, считает эксперт.