Несколько лет назад X5 c похожим объяснением вышла из своего первого онлайн-бизнеса. В 2009 г. группа купила у eHouse компанию «Айти бизнес», управлявшую интернет-магазинами Bolero.ru и 003.ru. Полтора года спустя Х5 избавилась от онлайн-подразделения, заявив о желании сконцентрироваться на повышении эффективности основного бизнеса.
А в 2012 г. заработал онлайн-магазин E5.ru. Предполагалось, что ассортимент E5.ru будет дополнять непродовольственный ассортимент традиционных магазинов X5. «Ассортимент E5.ru комплиментарен для наших обычных магазинов. Есть и бакалея, которая не присутствует в магазинах <...> Это пока комплиментарная задача, которой мы, может быть, будем заниматься в 2015 г.», — говорил весной этого года «Ведомостям» главный исполнительный директор X5 Стефан Дюшарм.
X5 не собирается продавать бренд E5.ru и не ведет соответствующих переговоров, сказал «Ведомостям» представитель группы Владимир Русанов.
Ранее, осенью, стало известно, что X5 ведет переговоры о продаже контроля в своем интернет-активе E5.ru. Тогда об этом «Ведомостям» рассказывали участники переговоров. Одним из основных претендентов считался Wikimart, он обсуждал покупку 75% E5.ru.
«Речь идет не о покупке целиком, а о создании совместного предприятия, в котором мы можем получить 75%», — говорил гендиректор и совладелец Wikimart Максим Фалдин. В зависимости от формата сделки ее сумма может составить $10-40 млн, полагает источник в одной из компаний, участвующих в переговорах.
Переговоры о покупке E5.ru прекращены, подтвердил «Ведомостям» сегодня Фалдин. По его словам, компания предпочла списать $50 млн инвестиций в онлайн-проект по продолжению работы в рамках совместного предприятия, которое бы не потребовало от X5 новых вложений.
Wikimart, по словам Фалдина, «обязательно будет общаться с другими федеральными розничными сетями». «Мы считаем этот формат рабочим — создание специализированного логистического оператора по выдаче онлайн-заказов в федеральных сетях продовольственного ритейла», — пояснил он. Этот формат будет востребован рынком, рассуждает Фалдин: «Это доказал достаточно дорогой эксперимент X5».
К началу 2014 г. ассортимент E5.ru насчитывал 1,8 млн непродовольственных товаров, доля в выручке X5 Retail составила 0,3%. Сеть пунктов выдачи состояла из 2 000 точек в «Перекрестках» и «Пятерочках» Москвы, Петербурга, Казани и других городов, говорилось в презентации Х5 для одного из инвесторов (есть у «Ведомостей»).
Вряд ли эффект от закрытия онлайн-магазина заметно повлияет на результаты X5, считает Светлана Суханова из UBS. Между онлайн- и офлайн-бизнесом оказалось меньше синергии, чем Х5 могла ожидать изначально, рассуждает аналитик: у них разный ассортимент, а привлекать онлайн-трафик через широкое офлайн-присутствие сети в действительности не удалось. Кроме того, поиски партнеров в текущей ситуации были также очень затруднительны, напоминает Суханова: «В текущей обстановке это правильное и сильное решение менеджмента — закрыть проект».