Яндекс Путешествия договорились о покупке бизнеса компании «Академ-Онлайн», связанного с онлайн-бронированием отелей для деловых поездок. «Академ-Онлайн» развивает одноимённую цифровую платформу для бронирования, которой пользуются агентства, туроператоры и компании при организации командировок по России и за рубеж. Сделка позволит Яндекс Путешествиям запустить новое направление — делового туризма, расширить аудиторию и укрепить позиции на рынке.
Евгений Абрамзон, руководитель Яндекс Путешествий:
"Российский рынок бизнес-поездок демонстрирует устойчивый рост. По данным Союза агентств делового туризма, в 2024 году его объём превысил триллион рублей, увеличившись на 27% по сравнению с предыдущим годом. Объединив опыт «Академ-Онлайн» и технологии Яндекс Путешествий, мы сможем предложить отельерам и агентствам удобные инструменты для работы с бронированиями, а компаниям, отправляющим сотрудников в командировки, — широкий выбор вариантов размещения."
Деловые путешественники совершают поездки в любое время года, а не только в высокий сезон. Запуск нового направления в Яндекс Путешествиях позволит отельерам и владельцам апартаментов круглый год привлекать новых постояльцев — в том числе иностранных туристов, которые пользуются услугами партнёров «Академ-Онлайн». Компании, в свою очередь, смогут выбирать из множества вариантов размещения, включая апартаменты — их часто предпочитают представители малого и среднего бизнеса.
Более 100 сотрудников «Академ-Онлайн» и руководитель сервиса Александр Курносов присоединятся к Яндексу. Они вместе с Яндекс Путешествиями будут развивать направление делового туризма и организуют бесшовную интеграцию двух сервисов. Технологическая инфраструктура «Академа» со временем станет частью Путешествий.
Александр Курносов, руководитель сервиса «Академ-Онлайн»:
"Со дня основания компании мы стремились сделать организацию деловых поездок удобной для бизнесов любого масштаба. Теперь, действуя вместе с российским технологическим лидером, мы сможем вывести услугу онлайн-бронирования отелей для бизнес-поездок на качественно новый уровень."
Яндекс Путешествия планируют закрыть сделку в июле. К Яндексу перейдёт 100% бизнеса «Академ-Онлайн», связанного с онлайн-бронированием отелей для деловых поездок. Туроператорская компания «Академсервис» не входит в соглашение о покупке и продолжит свою деятельность на рынке туристических услуг.
По данным базы Rusprofile, в 2024 году выручка ООО «Академ-онлайн» выросла на 5%, до 2 млрд рублей, прибыль — почти на 600%, до 70 млн рублей. Согласно данным ЕГРЮЛ на момент до отражения в реестре изменений в составе акционеров, учредителями ООО «Академ-Онлайн» являлись Людмила Нагибина (70,9%), Леонид Исакович (14%), Евгений Липец (10%) и Александр Курносов (5%), а также ООО «Академсервис» (0,1%).
Финансовым консультантом продавцов в сделке выступила компания Advance Capital.
По словам двух источников Forbes на российском рынке онлайн-travel, акционеры «Академ-Онлайна» уже давно вели переговоры о продаже с несколькими игроками. В числе тех, кто рассматривал компанию, были «один большой банк и один большой туроператор, который работает на рынке туризма (не делового)», утверждает один из собеседников Forbes.
«Мы в том числе обсуждали вопрос приобретения «Академ-Онлайн» как самостоятельно, так и в формате СП с другими крупными игроками рынка делового туризма, — говорит председатель совета директоров ГК «Аэроклуб» Денис Матюхин. — После проведенного нами due diligence можно предположить, что сумма сделки могла составить 1,5-2 млрд рублей». Основатель инвестиционной компании The12 Capital Дмитрий Козлов полагает, что возможная стоимость «Академ-Онлайна» лежит в диапазоне 2-2,5 млрд рублей. Впрочем, по словам источника в инвестиционном сообществе, еще два года назад акционеры «Академ-Онлайна» оценивали всю компанию в 1 млрд рублей и в переговорах с «Яндексом» снизили эту цифру.