Совместное предприятие «Ланита» и «Яндекса» собиралось построить завод по производству серверов в Рязани, но производство на нем еще не начиналось, продолжает собеседник Forbes в IT-отрасли. В OpenYard, по его словам, есть команда инженеров и технологии для производства серверов по собственному дизайну: «В 2021 году компания уже выпускала тестовую партию на контрактном производстве в России. При этом «Ланит» может остаться одним из партнеров OpenYard по дистрибуции».
В «Яндексе» не подтвердили, но и не опровергли эту информацию, в «Ланите» также отказались от комментариев. «Мы готовимся к запуску завода в обычном режиме. Возможные изменения носят организационный характер и никак не влияют на наши планы», — заявили Forbes в пресс-службе ОpenYard.
«Яндекс», «Ланит», Gigabyte и ВТБ объявили о создании совместного предприятия в июне 2021 года. Участники договорились, что «Яндекс» и Gigabyte предоставят для проекта патенты, технологии и собственные разработки, «Яндекс» и «Ланит» должны были выделить инвестиции, а «Ланит», кроме того, — организовать дистрибуцию и сервисное обслуживание. ВТБ должен был выступить финансовым инвестором СП.
О том, что партнеры приступили к строительству завода под Рязанью, стало известно в начале октября 2021 года. СП на начальном этапе должно было инвестировать в производство более 1 млрд рублей. ВТБ и Gigabyte должны стать его совладельцами позже — ни у одной из компаний не будет в СП контрольной доли, рассказывал Forbes в ноябре 2021 года управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян. Он не раскрыл, как именно будут распределяться доли в СП и инвестиции каждой из сторон в новый проект.
Сейчас, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», «Яндексу» и ООО «Ланит Венчурс» принадлежит по 50% актива ООО «Центр открытых разработок». Выручка этого СП в 2022 году составила 124,7 млн рублей. Чистый убыток — 23,7 млн рублей. Forbes направил запросы в ВТБ и Gigabyte.
В октябре 2021 года Филипп Генс рассказывал, что партнеры приступили к строительству завода. «Первые серверы можно ожидать в конце 2022 года. Если уж взялся, надо быстро двигаться, потому что иначе бессмысленно. Мне очень нравится этот проект, он умный: это не про то, как технически собрать сервер, а про то, как разработать его и сделать так, чтобы он был хорошим. Надеюсь, рынок получит действительно качественный продукт, высококлассный, с экспертизой партнеров, который будет очень востребован».
Несмотря на взрывной рост спроса на российское оборудование, рынок серверов по итогам 2022 года уменьшился более чем на 50%, подсчитали эксперты отечественного IT-производителя «DатаРу». По их оценкам, рынок вернется к докризисным показателям не раньше 2025 года. Впрочем, в ГК «F+ tech | Марвел» падение рынка оценивают скромнее: по их данным, объем российского рынка серверов в 2021 году составил 125,5 млрд рублей, в 2022-м — 107 млрд рублей. Таким образом, по итогам прошлого года он упал примерно на 15%. «45-50% серверов и систем хранения данных (СХД) в России в 2022 году обеспечили отечественные производители, которые «как-то решают вопрос с комплектующими», — сообщил глава Минцифры Максут Шадаев в ходе прямого эфира об итогах 2022 года.
Более того, к осени 2022 года в России в три-четыре раза вырос спрос на подержанное серверное оборудование, рассказывали Forbes продавцы таких устройств. После того как в стране закрыли свои офисы производители серверов Dell, Cisco, HP и другие, спрос на бывшее в употреблении «железо» появился даже у крупных компаний из интернет-отрасли, нефтяной, банковской и др. Новое «железо» потеряло свою привлекательность, так как иностранные компании оставили его без сервисной поддержки.
Решение партнеров может быть чисто «бизнесовой» историей: «Яндекс» и «Ланит» сделали хорошую штуку, а дальше тут развилка — продолжать инвестировать или зафиксировать прибыль и выйти, рассуждает председатель совета директоров ГК «Аквариус» Алексей Калинин. «У нас есть на эту тему шутка про три стадии инвестирования в российский вычтех и микроэлектронику: первый этап — нужны деньги, второй этап — опять нужны деньги, третий этап — снова нужны деньги», — продолжает он. — «Аквариус» выбрал для себя путь постоянных инвестиций в технологии и развитие производства. У «Яндекса» и «Ланита», возможно, другая стратегия. Но там работают профессионалы, уверен, они принимают правильные для себя решения».
Исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский отмечает, что компетенции в проектировании дата-центров для «Яндекса» очень важны — через это они выходят на проектирование серверов. «При этом иметь свое производство компании необязательно. Эффективнее использовать контрактных производителей», — считает Покровский. Из-за наложенных на Россию санкций OpenYard потерял доступ к иностранным технологиям, полагает генеральный директор «Норси-Транс» Сергей Овчинников. «Теперь компании придется полностью перенастраивать производство, создавать свой софт и налаживать новые поставки компонентов», — говорит он.