«Яндекс» ведет переговоры с собственником бизнес-центра «Красная Роза» на ул. Тимура Фрунзе – компанией KR Properties – о выкупе у нее 53 500 кв. м в этом здании. Об этом «Ведомостям» рассказали два человека, близких к обеим сторонам переговоров, и подтвердили трое консультантов по недвижимости, работавшие с участниками потенциальной сделки. Сейчас, по их словам, эти площади у «Яндекса» в аренде.
В переговорах участвует консалтинговая компания JLL, знают собеседники «Ведомостей». Представители «Яндекса», KR Properties и JLL от комментариев отказались.
«Яндекс» ведет подобные переговоры последние несколько лет: иногда казалось, что сделка вот-вот состоится, но ничего не происходило, рассказывает источник в «Яндексе». И сейчас, по его словам, о близкой сделке говорить рано, хотя переговоры идут постоянно.
Другой человек, близкий к одной из сторон, говорит, что некоторое время назад компании обсуждали возможность выкупа «Яндексом» всего бизнес-центра «Красная Роза» (137 000 кв. м), но не договорились по цене: собственник планировал выручить за комплекс около $1 млрд.
С 2009 г. до начала 2014 г. «Яндекс» арендовал в «Красной Розе» примерно 32 000 кв. м, затем договор между сторонами истек и они заключили новый – до 2021 г., уже на 53 500 кв. м, рассказывали ранее люди, близкие к участникам сделки. До сих пор это крупнейшая сделка на рынке аренды офисных помещений.
Площади, которые «Яндекс» занимает сейчас, могут стоить $235–250 млн, подсчитал директор департамента финансовых рынков и инвестиций Knight Frank Алан Балоев. «Яндекс» может себе позволить такую покупку: на сентябрь 2015 г. свободные средства компании составляли 55 млрд руб. ($831 млн).
Доллар за последний год основательно подорожал и сейчас в некоторых случаях выгоднее купить помещения в собственность, чем продолжать их арендовать, тем более что не со всеми собственниками офисов удается договориться о пересмотре условий аренды и о переводе расчетов из валюты в рубли, говорит руководитель департамента рынков капитала Colliers International Станислав Бибик. Такие сделки помогают снизить риски нестабильности на рынке аренды в будущем, добавляет он.
Оплата аренды помещений – заметная статья расходов «Яндекса». Например, когда в III квартале 2015 г. чистая прибыль компании сократилась на 10% к уровню годичной давности, компания объяснила это в том числе затратами на аренду офисов (две другие крупные статьи затрат «Яндекса» – зарплаты и маркетинг).
В 2015 г. компания потратит на аренду помещений $70 млн, причем большую часть этой суммы (3,5 млрд руб., или $53,2 млн по курсу ЦБ) – как раз на «Красную Розу», гласит отчетность «Яндекса».
«Яндекс» далеко не первый планирует выкупить помещения, находящиеся у него в аренде, для экономии средств. Например, Сбербанк еще в 2008 г. арендовал 57 000 кв. м в бизнес-центре «Южный порт» у Midland Development, а через год выкупил этот объект.
«Лаборатория Касперского» была крупнейшим арендатором бизнес-центра «Олимпия парк», принадлежащего O1 Properties, а в 2013 г. выкупила весь комплекс за $350 млн.