«Яндекс» полностью выкупил «еКредит» у основателя и гендиректора сервиса Кирилла Ларина, сообщили Forbes в «Яндексе», отказавшись раскрыть сумму сделки. Сотрудники «еКредит» будут развивать платформу вместе с «Авто.ру», подчеркивают стороны: «Объединенная команда займется улучшением существующих и внедрением новых цифровых решений для автобизнеса, при этом бренд «еКредит» будет сохранен».
«У дилера есть один, максимум два банка-партнера, которые выдают кредиты под его авто. Если банк-партнер не одобрил кредит, дальше человек предоставлен сам себе — или сам обращается в другие банки (и не факт, что дилер потом сможет с другим банком все оформить), или берет «потреб» под более высокий процент, — описывают в «Яндексе» процесс покупки машины без «Авто.ру» и «еКредита». — И иногда даже дилера под банк меняют и, соответственно, выбирают другое авто у другого дилера».
Как этот процесс будет выглядеть после сделки? Специалист кредитного отдела дилера заполняет анкету клиента, прикрепляет необходимые документы и направляет на рассмотрение через платформу «eКредит». Заявка попадает сразу во все банки-партнеры сервиса. После получения одобрения сотрудник дилера рассказывает покупателю о предложениях «откликнувшихся» банков, среди которых покупатель выбирает наиболее выгодный для себя вариант. «В будущем пользователь «Авто.ру» сможет под конкретную машину понять условия возможного кредита, не выходя из дома», — рассчитывают в «Яндексе». Каждый из участников схемы останется в выигрыше, надеются там. Так, дилеры получат рост числа заявок от пользователей «Авто.ру», лояльности клиентов и процента одобрения кредитов за счет унифицированных условий от множества банков и оптимизации бизнес-процессов. В свою очередь, у банков увеличится объем трафика и количество заявок благодаря подключению новых партнеров, покупатели получат «одно окно» с повышением шансов на получение займа, а процесс выбора и покупки машины будет проще и быстрее, поясняют в компании.
«Яндекс» владеет одним из крупнейших в России сайтов автомобильной тематики «Авто.ру». По собственным данным, ежемесячная аудитория составляет 27 млн пользователей. Согласно оценкам Similarweb, число всех визитов как с десктопных компьютеров, так и с мобильных устройств у ресурса в апреле составило 38,2 млн.
Компания впервые вложилась в «еКредит» в 2021 году — тогда она приобрела долю в 25%. В мае 2024 года компания довела ее до 30%, «реализовав первоначальные договоренности с «еКредит», уточняют в «Яндексе». И уже спустя почти месяц стартап был выкуплен полностью.
«еКредит» основан в 2016 году и работает по транзакционной модели монетизации — стоимость пользования платформой для дилера зависит от количества выданных кредитов за месяц. С 2017 года и до 2021-го ее единственным бенефициаром был основатель Кирилл Ларин. Сейчас к «еКредит» уже подключено более 2500 дилеров, а в числе партнеров — топ-10 российских банков. По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, в 2023 году выручка компании выросла на 209%, до 343 млн рублей, чистая прибыль составила 69 млн рублей.
«По рыночным данным, сейчас в кредит покупают более 40% автомобилей, — говорит директор по развитию бизнеса «Яндекс Вертикалей» Александр Зверев. — За счет синергии «Авто.ру», «Яндекса» и «еКредит» мы сможем предоставить рынку больше инструментов для продажи машин с привлечением кредитных средств. Это позволит упростить и ускорить процесс оформления сделок, увеличить число заявок в банки и расширить спектр кредитных предложений для покупателей авто». В будущем и при определенном векторе развития рынка автобизнес и банки могут рассчитывать на оформление кредитов онлайн на «Авто.ру», заключает Зверев.
То, что «Яндекс» сразу купил в «еКредите» достаточно большую долю (25%), уже говорит о том, что планировалась консолидация, размышляет директор по развитию бизнеса инвесткомпании Kama Flow Евгений Борисов. «Видимо, были пару лет назад поставлены KPI, которых стартап достиг, и теперь происходит его поглощение. Значит, «Яндекс» участвовал как минимум в стратегическом планировании и был глубоко погружен в проект», — продолжает он, оценивая весь «еКредит» для сделки в сумму «до 500 млн рублей».
Впрочем, автокредитованием традиционно занимаются банки, и, несмотря на все успехи финтех-индустрии, ни одна специализирующаяся на этом компания не имела оглушительного успеха на американском фондовом рынке, замечает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. «То же касается и их партнеров — специализирующихся на авто маркетплейсов. Эти же маркетплейсы обычно предоставляют и сервисы автокредитования, что и собираются делать в связке «Авто.ру» и «eКредит», — продолжает эксперт.
К примеру, капитализация Carvana (NYSE:CRVN), носившей неофициальный титул «Amazon авторынка», составляет сейчас, по словам Делицына, $11,7 млрд, тогда как в период пандемии была впятеро выше. «Чуть меньше стоит CarMax (NYSE: KMX), подешевевший втрое, капитализация Cars.com (NYSE: CARS) — $1,3 млрд — еще меньше, а от стоимости Vroom (NASDAQ: VRM) практически ничего не осталось. Средние мультипликаторы P/S составляют 1,96, а P/E – 23,3. Исходя из таких мультипликаторов, «eКредит» можно оценить в 1,2 млрд рублей, а 75% компании — в 850 млн рублей», — оценивает он.
Впрочем, оговаривается аналитик, следует иметь в виду, что условия сделки, вероятно, обговаривались в 2021 году, когда оптимизм инвесторов был гораздо выше, чем сейчас, а выручка и прибыль компании — значительно ниже, чем сейчас: «И подлинная величина сделки может значительно отличаться в любую сторону. Но можно заключить, что у сервиса судьба сложилась удачно, и он займет свое место среди других полезных сервисов «Яндекса».
Что касается дальнейшего развития проекта, больших рисков аналитики не видят. «Рынок волатильный, ключевая ставка высокая, но спрос на кредит остается, и он растет», — обращает внимание Борисов. Так, суммарный объем выданных кредитов на покупку автомобилей в России в 2023 году, по оценке ВТБ, вырос вдвое по сравнению с прошлым годом, до 1,5 трлн рублей. Это примерно вдвое больше, чем на предыдущем пике в 2012 году (830 млн рублей). На эту динамику, указывают эксперты, повлияло как подорожание самих автомобилей и «восстанавливающийся авторынок за счет расширения отечественного производства», так и появление новых предложений от китайских компаний.
«Абсолютно логично для «Яндекса» иметь такой продукт в портфеле, а не разрабатывать с нуля», — считает Евгений Борисов. При этом основной потенциал дальнейшего развития он видит «в апсейле дополнительных финансовых продуктов» — в первую очередь речь о страховых услугах, КАСКО, ОСАГО. «Это достаточно большая история, но рынок очень конкурентный: подобный цифровой продукт развивают все лидирующие банки и страховые компании, да и сами дилеры. Но внутри экосистемы «Яндекса» с тем трафиком, который она генерирует, очевидно, у «еКредита» будет потенциал для роста», — резюмирует Борисов.