Компания «Яндекс» выкупила долю 29% американской Uber в совместном предприятии с «Яндекс.Такси», говорится в поступившем в РБК сообщении компании. Речь идет о голландской компании MLU B.V. — она владеет сервисами «Яндекс.Такси», «Яндекс.Драйв» в России, СНГ и других странах. Сумма сделки составила $702,5 млн.
«В результате сделки «Яндекс» станет единственным владельцем группы, в которую входят сервисы заказа такси, каршеринга и аренды самокатов. Стороны получили одобрение регуляторов», — говорится в сообщении.
В компании заверили, что сделка не повлияет на работу сервисов для пользователей и партнеров. При этом условия сделки предполагают, что «Яндекс» сохранит за собой право использовать бренд Uber в России и соседних странах до 2026 года.
Совместное предприятие Uber и «Яндекс.Такси» было создано в феврале 2018 года. Uber инвестировала в него $225 млн и получила 36,6% акций, «Яндекс» получил 59,3%, вложив $100 млн. Дополнительные 4,1% зарезервировали под опционы для сотрудников компании. Изначально стоимость совместного предприятия оценивалась в $3,725 млрд. В середине 2021 года в СП прошла реорганизация, в ходе которой «Яндекс» увеличил в нем долю до 71% (с учетом доли менеджмента), а Uber снизила — до 29%. Из компании были выделены активы, развивающие беспилотники, а также «Яндекс.Еда», «Яндекс.Доставка» и «Яндекс.Лавка». В рамках сделки «Яндекс» заплатил Uber $1 млрд, из которых $276 млн пришлись на долю 4,5% в MLU, а еще $230 млн — на опцион для приобретения оставшейся доли Uber.
После начала специальной военной операции на Украине Uber заявила, что планирует ускорить выход из СП c «Яндексом» из-за боевых действий. Компания также сообщила, что три руководителя, входившие в состав совета директоров «Яндекс.Такси», уйдут в отставку и будут заменены на представителей, контролирующих процесс выхода. В июле 2022-го The Washington Post со ссылкой на архив документов и электронных писем Uber писала, что компания после выхода на российский рынок искала себе союзников среди богатейших россиян, чтобы выстраивать свои отношения с представителями власти в России и лоббировать интересы. В список потенциальных партнеров были включены Михаил Фридман, Петр Авен, Алишер Усманов и Роман Абрамович. При этом иностранное издание утверждало, что Uber изначально рассматривала Россию как один из важных зарубежных рынков.
Как указывалось в документах Yandex N.V., головной компании для группы «Яндекс», если бы «Яндекс» исполнил опцион в период с 1 июля 2022-го до 1 января 2023-го, то стоимость 29% СП должна была составить $1,852 млрд плюс проценты, если после — $1,93 млрд плюс проценты. В феврале 2023 года источник РБК рассказывал, что «Яндекс» договорился выкупить долю Uber в СП примерно за $925 млн. Собеседники Forbes говорили, что Uber решила ускорить сделку из-за геополитической обстановки, но это противоречило правилам опциона, поэтому сторонам пришлось вести новые переговоры о справедливой стоимости доли.
При этом один из собеседников РБК сообщал, что помимо «Яндекса» на долю Uber в СП претендовал владелец Kismet Capital Group Иван Таврин, который предлагал выкупить пакет за те же $925 млн. Поскольку изначально предложение «Яндекса» было дешевле, компании пришлось его корректировать, говорил собеседник. Но сам Таврин опровергал эту информацию.
В конце февраля СМИ писали, что подкомиссия правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России согласовала сделку по покупке «Яндексом» доли в совместном предприятии. Источники ТАСС и «Интерфакса», близкие к сделке, рассказывали, что она была согласована с дисконтом — он составил не менее 50% по отношению к оценке стоимости.
Старший аналитик инвестбанка «Синара» Константин Белов назвал сделку «логичной», в том числе в свете предстоящей реорганизации «Яндекса». Снижение итоговой суммы сделки по сравнению с той, что озвучивалась в феврале и со стоимостью опциона, по мнению Белова, может быть связано с изменением курса доллара, а также операционных условий для бизнеса. При этом он затруднился оценить степень влияния дисконта со стороны правительственной комиссии, отметив, что «этот фактор мог быть уже заложен в той цене, которую озвучивали в феврале». «Тем не менее мы считаем сделку в целом выгодной для «Яндекса». При этом влияния на рынок такси из-за изменения акционерной структуры MLU мы не ждем», — подытожил он.