3 февраля 2014 года Губернатор Ярославской области Сергей Ястребов подвел итоги визита делегации Ярославской области в Республику Беларусь.
– Сотрудничество между нашим регионом и Республикой Беларусь развивается на протяжении долгого времени, и теперь оно выходит на новый уровень, – отметил Сергей Ястребов. – В Минске подписана Программа развития двустороннего сотрудничества на 2014 – 2016 годы.
Сергей Ястребов сообщил, что сотрудничество в сфере машиностроения стало главной темой его встреч с президентом страны Александром Лукашенко и премьер-министром Михаилом Мясниковичем. В частности, стороны обсудили перспективы создания объединения «Росбелавто», в которое войдут машиностроительные предприятия России и Республики Беларусь. Заводы Ярославской области также могут вступить в это объединение и принимать активное участие в его работе.
Тема развития машиностроения будет продолжена и в ходе визита в Ярославскую область представителей «Группы ГАЗ», которая также может стать участником объединения «Росбелавто». А следующим шагом будет совместный визит делегации деловых кругов Ярославской области и «Группы ГАЗ» в Беларусь по приглашению премьер-министра союзного государства Михаила Мясниковича, в рамках которого пойдет речь о сотрудничестве на более продолжительный период.
По данным газеты «Коммерсант», «Ростехнологии» предложили белорусским властям объединить КамАЗ и МАЗ в феврале 2011 года, но переговоры затянулись. Первоначально стороны рассматривали обмен акциями КамАЗа и МАЗа, но затем было решено создать СП «Росбелавто». Белусская сторона сначала настаивала на внесении в СП по 49,9% КамАЗа и МАЗа. Кроме того, власти Белоруссии посчитали заниженной первую оценку МАЗа, которую проводил Ernst&Young, и потребовали ее пересмотра. Тогда аудитор оценил МАЗ в $800 млн. В итоге, весной 2012 года стороны согласились с оценкой МАЗа на уровне $1,1 млрд, а КамАЗа — $1,6 млрд. Белорусская сторона тогда говорила, что первая оценка проведена «без учета возросшего после девальвации белорусского рубля объема оборотного капитала, стоимости недвижимого имущества, а также реального прироста производительности труда, объемов производства и экспорта».
Скорее всего, в СП «Росбелавто» правительство Беларуси внесет 75% минус 1 акцию МАЗа, а «Ростехнологии» — 49,9% акций КамАЗа. Вероятно, сначала СП все же будет создано на паритетных началах, но, поскольку КамАЗ объективно стоит дороже МАЗа, будет предусмотрен опцион на выкуп 25% акций «Росбелавто» «Ростехнологиями». В результате доля госкорпорации в холдинге возрастет до 75% и она получит контроль над МАЗом. Опцион может быть реализован например, через два года после создания СП.
Конфигурация, когда в паритетное СП вносится большая доля МАЗа, чем КамАЗа, была очевидна изначально. Вначале власти Белоруссии настаивали на паритете и не были готовы отдавать контроль российской стороне, поэтому чтобы прийти к консенсусу, в итоге было приятно компромиссное решение о поэтапном получении контроля. В результате у белорусской стороны останется блокпакет, который позволит операционно контролировать решения «Росбелавто» и в дальнейшем. В перспективе Беларусь может продать и блокпакет МАЗа. В 2011 году Минск рассматривал вариант его продажи группе ГАЗ.
Объединение КамАЗа и МАЗа может быть выгодно обеим компаниям, учитывая, что сделка на первом этапе, по сути, безденежная, а рост рынка грузовиков замедляется. В первую очередь, это интересно для МАЗа с точки зрения получения технологий от КамАЗа, который сотрудничает с Daimler.