По данным газеты «Коммерсант», на Петербургском экономическом форуме ОАО РЖД и группа "Сумма" Зиявудина Магомедова планировали подписать меморандум о сотрудничестве в сфере контейнеризации грузоперевозок, рассказали два источника, знакомых с ситуацией.
Документ довольно общий, по их словам, и предполагал рамочное сотрудничество. Сейчас его подписание не планируется, говорит еще один информированный источник.
Но в начале июня господин Магомедов в письме главе ОАО РЖД Олегу Белозерову указывал, что подписание может стать лишь первым шагом к сотрудничеству, в рамках которого "Сумма" готова купить у ОАО РЖД принадлежащие монополии через Объединенную транспортно-логистическую компанию (ОТЛК) 50% плюс две акции "Трансконтейнера". У "Суммы" через подконтрольную FESCO 24,1% "Трансконтейнера".
Владелец "Суммы" объяснял свой интерес к активу крайне невысоким коэффициентом контейнеризации российских грузов, сулящим перспективы роста, и необходимостью создать достаточно крупного участника рынка, который мог бы конкурировать с иностранцами.
Создание такого игрока даст возможность привлечь контейнерные грузы на железную дорогу и обеспечит существенную (до 100 млрд руб. через 5-7 лет) дополнительную выручку ОАО РЖД.
Для этого Зиявудин Магомедов предлагал консолидацию ведущих интермодальных транспортных компаний на базе "Трансконтейнера", в том числе за счет выкупа доли монополии в нем, и предлагал проработать различные аспекты такой сделки.
Иначе, если ОАО РЖД хочет сохранить присутствие на контейнерном рынке, "Сумма" готова рассмотреть и возможность продажи монополии своих 50% в контейнерном операторе "Русская тройка" (25% плюс одна акция принадлежит ОАО РЖД, 25% минус одна акция — близкому к монополии НПФ "Благосостояние").
В "Сумме" и ОАО РЖД не подтверждают и не опровергают факт существования такого предложения, равно как и не комментируют его. Господин Магомедов лишь назвал "неправильной" информацию о возможной продаже "Суммой" ОАО РЖД 24,1% акций "Трансконтейнера", заявив, что это "не обсуждают".
Сейчас идет возврат доли в "Трансконтейнере" от ОТЛК к ОАО РЖД, поскольку ОТЛК было решено освободить от активов. Как ОАО РЖД распорядится долей, пока неясно.
Ранее источник на контейнерном рынке рассказывал, что в последнее время в "Трансконтейнере" и FESCO идет "заметное взаимопроникновение менеджеров", что может намекать на готовящуюся сделку.
Другой источник в отрасли предполагает, что "Сумме" могли быть сделаны "определенные авансы" в апреле, когда НПФ "Благосостояние" купил миноритарный пакет в "Трансконтейнере" у ЕБРР, обойдя "Сумму".
"Сумме" актив был бы интересен как хорошее дополнение к Дальневосточному морскому пароходству, говорит Денис Ворчик из "Уралсиба", но время работает против "Суммы", повышая цену "Трансконтейнера".
Со второго квартала растут железнодорожные контейнерные перевозки (в апреле и мае — на 11% и 15%), замечает эксперт. Плюс к тому выведение "Трансконтейнера" за контур ОТЛК само по себе займет время.
Рыночная стоимость доли ОАО РЖД в "Трансконтейнере" составляет около 21 млрд руб., отмечает господин Ворчик.
По мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, сейчас для ОАО РЖД не самое лучшее время для продажи доли в "Трансконтейнере": рынок контейнерных перевозок находится на локальном минимуме, это негативно влияет на показатели и стоимость компании.
По его словам, сейчас ОАО РЖД, наоборот, выгоднее покупать долю в "Трансконтейнере", в трехлетней перспективе капитализация оператора может вырасти вдвое. "Трансконтейнер", ОТЛК и "РЖД Логистика" (также в контуре ОТЛК) вместе представляют собой мощный инструмент для возврата грузов с автотранспорта на железную дорогу, заключает эксперт.