Российское подразделение международной консалтинговой компании КПМГ ищет покупателя на компанию, занимающуюся розничным страхованием и страхованием малого бизнеса. В качестве продавца выступает Zurich Insurance Group, а продается ООО «СК «Цюрих».
СК «Цюрих» раньше называлась СК «Наста», Zurich завершила сделку по ее приобретению в 2008 г. всего за $465 млн. В переименованную «Насту», которая занималась в основном розничным страхованием, Zurich передала и свой корпоративный российский бизнес.
В настоящее время из результатов «Цюриха» по МСФО за 2013 г. следует, что комбинированный результат от страховой деятельности (отношение расходов на урегулирование убытков к сборам) сильно превышает 100%.
«Цюрих» давно сокращает розничный бизнес, доставшийся ему с «Настой». По МСФО убыток группы за 2011-2012 гг. составил 1,9 млрд руб., хотя компания получала от акционера финансирование — 2,795 млрд руб. Компания оптимизировала расходы: если на конец 2010 г. у нее было 64 филиала по стране, то к концу 2012 г. осталось 37. Но и оптимизация требовала расходов: только в 2010-2011 гг. в рамках программы по оптимизации основных бизнес-процессов, направленной на достижение эффективной структуры корпоративного управления и развитие страхового бизнеса группы, было потрачено 878 млн руб. Средства пошли на централизацию урегулирования убытков, расходов на ведение дела, казначейства, бухгалтерского и операционного учета.
Предположительно, «Цюриху» придется поискать покупателя. Госструктурам в настоящее время подобные приобретения вряд ли интересны, а банки уже в массе обзавелись кэптивами. Это грустная ситуация, когда идет не привлечение, а отток иностранного капитала с рынка. Не лучший сигнал для инвесторов и клиентов.
Группа Zurich Insurance (Zurich) – одна из ведущих страховых компаний, которая обслуживает клиентов на глобальном и локальном уровнях. Компания со штатом более 55 000 сотрудников предлагает широкий ассортимент продуктов и услуг в области общего страхования и страхования жизни.
Клиенты Zurich – как частные лица, так и предприятия малого, среднего и крупного бизнеса, включая международные корпорации, присутствующие более чем в 170 странах. Штаб-квартира Группы, основанной в 1872 г., расположена в г. Цюрих, Швейцария. Акции холдинговой компании Zurich Insurance Group Ltd (ZURN), торгуются на бирже SIX Swiss Exchange. В России Группа Zurich Insurance (Zurich) представлена компаниями ООО СК «Цюрих» и ЗАО «Цюрих надежное страхование».
ООО СК «Цюрих» (лицензия №1083 77) – одна из ведущих универсальных страховых компаний на российском рынке. Группа Zurich Insurance работает в России с 1996 года. Ранее Zurich успешно вел бизнес в Российской империи в 80-х гг. XIX в. Сегодня у компании около 200 точек продаж и 4 500 агентов в более чем 150 населенных пунктах России. Клиентами ООО СК «Цюрих» являются свыше 600 000 россиян, а также крупнейшие международные и российские компании.
В настоящее время «Цюрих» входит в двадцатку крупнейших российских компаний: за три квартала 2013 г. ее сборы составили 6,5 млрд руб., при этом на розничный сегмент пришлось 4,3 млрд руб., а на корпоративный — 2,2 млрд руб.
«Компанию можно было бы оценить с мультипликатором в 0,7 от сборов за прошлый год, что будет явно меньше цены, за которую покупали в свое время «Насту», — говорит замдиректора «Эксперт РА» Павел Самиев. Если взять за основу сборы 2012 г., которые составили 6,9 млрд руб., получается цена в 4,8 млрд руб., или около $135 млн, — почти втрое меньше. Самиева удивляет «момент, выбранный для поиска покупателя: интереса у инвесторов к российскому страхованию откровенно нет».