По данным газеты «Коммерсант», французский автоконцерн Renault выкупил 9,15 % акций АвтоВАЗа у японского концерна Nissan в СП Alliance Rostec Auto B. V. (контролирует 64,6 % акций ПАО «АвтоВАЗ»), сообщил во вторник - 26.09.2017 г. Renault.
На конец 2016 года 73,3 % Alliance Rostec Auto B. V. было у Renault s. a.s., 17,55 % — у госкорпорации «Ростех», 9,15 % — у Nissan International Holding B. V. Таким образом, Nissan вышел из состава акционеров АвтоВАЗа.
В Renault рассказали, что эта сделка никак не отразится на проектах альянса Renault-Nissan, существующих в настоящий момент.
В концерне не раскрыли, как сделка повлияет на деятельность АвтоВАЗа, но заметили, что этот шаг является логичным, «частью процесса рекапитализации АвтоВАЗа». При этом группа Renault будет дальше представлять интересы альянса в СП Alliance Rostec Auto B. V.
В Nissan говорят, что эта операция является частью процесса рекапитализации АвтоВАЗа, возглавляет который группа Renault от лица членов альянса. В концерне утверждают, что сделка не повлияет ни на баланс прав при голосовании, ни на действующие производственные проекты всех трех компаний.
После того как убыток АвтоВАЗа в 2015 году вырос втрое и достиг 73,85 млрд. руб., компания заявила о необходимости помощи акционеров. Сейчас на АвтоВАЗе продолжается процедура финансового оздоровления компании путем допэмиссии акций.
В ходе первого этапа допэмиссии СП «Ростеха» и альянса Renault-Nissan Alliance Rostec Auto B. V. приобрело 1,65 млрд. акций допвыпуска за 14,85 млрд. руб., кипрская Renaissance Securities Limited — 1,25 млрд. акций на 11,25 млрд. руб.
Nissan не раскрывал в глобальной отчетности убытки от владения АвтоВАЗом. По итогам 2015 года убыток Renault от АвтоВАЗа составил €620 млн.
Nissan с начала года снял с производства модель Sentra, впрочем, в марте ее выпуск был возобновлен. В 2015 году был прекращен выпуск модели Teana в Санкт-Петербурге, а затем модели Tiida в Ижевске.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь — август на фоне восстановления спроса на автомобили Nissan сократил долю рынка на 0,3 п. п., до 4,8 %, продажи марки выросли на 2 %, до 46,8 тыс. штук.
Источники в автопроме расходятся во мнении о том, почему Nissan вышел из состава акционеров АвтоВАЗа накануне его оздоровления. Один из источников, знакомых с ситуацией, полагает, что дело в том, что японский концерн «устал» владеть хронически убыточным активом.
В 2016 году убыток АвтоВАЗа снизился на 39,3 %, до 44,8 млрд. руб., в 2018 году планируется, что завод выйдет на операционную безубыточность. При этом источник уверен, что это никак не скажется на деятельности АвтоВАЗа, — пока сборка Nissan на мощностях завода выгодна, она будет, по его мнению, продолжаться.
Другой источник в отрасли предполагает, что эта сделка может быть отражением глобальных взаимоотношений Nissan с Renault на других рынках, а выход Nissan из владения АвтоВАЗом собеседник называет реакцией на них. Идею о том, что Nissan разочаровался в российском рынке, источник опровергает.
Еще один источник считает, что эта сделка — сигнал о том, что у Nissan «плохи дела, особенно в России».