Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
IV кв.'23
96
10 061
III кв.'23
90
7 160
II кв.'23
107
5 397

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 312,77  (+8,68%)
1 128,26  (-1,69%)
5 248,49  (+44,91%)
70 744,80  (+32,39%)
3 561,94  (+0,13%)
85,41  (-0,84%)
Источник Investfunds

Минфин РФ предложил приватизировать 5-10% РЖД

09.12.2019, Mergers.ru

По данным газеты «Известия», дивидендную политику РЖД отправили на доработку. Размер выплат госкомпании должны определить первый замглавы правительства и министр финансов Антон Силуанов, а также вице-премьер Максим Акимов.

Такое поручение глава кабмина Дмитрий Медведев дал в ответ на жесткую критику Минфином финансово-инвестиционного плана госкомпании на 2020–2022 годы, который сейчас не предусматривает выплаты дивидендов.

Как рассказали «Известиям» знакомые с ситуацией федеральные чиновники, чтобы дисциплинировать корпорацию, министерство настаивает на приватизации 5–10% ее акций за 200–400 млрд. рублей и привязке зарплат топ-менеджмента к рыночной стоимости бумаг.

Убежали от Минфина.

В Белом доме 28 ноября 2019 года состоялось специальное заседание, посвященное финансовому плану и инвестиционной программе РЖД на 2020–2022 годы.

Как сообщил знакомый с ходом встречи высокопоставленный источник в финансово-экономическом блоке правительства, Минфин выступил с резкой критикой дивидендной политики госкомпании. По его словам, ведомство не устроило, что корпорация в обозримой перспективе не планирует выплачивать дивиденды.

Усомнилось министерство и в эффективности ее программы капиталовложений, главным образом — в рамках нацпроекта по развитию магистральной инфраструктуры. По итогам встречи Дмитрий Медведев поручил Антону Силуанову и Максиму Акимову до 27 декабря 2019 года проработать вопрос о выплате дивидендов РЖД. Впрочем, параметры финплана и инвестпрограммы монополии глава правительства утвердил.

В пресс-службе кабмина оперативно не ответили на вопрос о дивидендах и приватизации РЖД. Но, как пояснил собеседник «Известий», с точки зрения Минфина наиболее эффективный способ разрешить противоречия — приватизировать госкомпанию и привязать систему мотивации ее руководителей к курсовой стоимости акций. Эту информацию подтвердил и источник в ведомстве.

— РЖД — одна из немногих госкомпаний, которая регулярно уклоняется от правительственных рекомендаций довести показатель дивидендных выплат до 50% прибыли по МСФО. Мы считаем, что правильно было бы выпустить 5–10% (акций РЖД) в свободное обращение и привязать вознаграждение менеджмента к динамике капитализации.

Фактически сейчас компания представляет отраслевые министерства, хотя должна действовать в интересах своего акционера — Российской Федерации, — рассказал собеседник «Известий» в Минфине.

По предварительным оценкам, на бирже стоимость такого пакета акций монополии может находиться в диапазоне 200–400 млрд. рублей.

Общая сумма доходов госкорпорации по МСФО по итогам 2018-го составила 2,4 трлн. рублей против 2,3 трлн. годом ранее. За аналогичные периоды общество получило соответственно 35 и 140 млрд. рублей чистой прибыли.

Дивиденды монополии по обыкновенным акциям за предыдущие два года составили 8,8 и 5,1 млрд. рублей. Практически все крупнейшие госкомпании по настоянию Минфина уже перешли к 50% выплатам дивидендов. Например, «Роснефть», «Ростелеком», «РусГидро» и другие.

Оставить или продать.

Дискуссия о продаже РЖД активно ведется с момента, как Антон Силуанов поручил Минэкономразвития подготовить «более амбициозный план» приватизации госкомпаний, добавил собеседник «Известий». По его словам, отраслевые ведомства выступают категорически против этой идеи.

Ранее Минфин предложил повторно рассмотреть возможность приватизации «Транснефти», РЖД, «Аэрофлота», «Россетей», «РусГидро», заявлял замглавы ведомства Алексей Моисеев. Ориентировочно их продажа может быть запланирована на 2021 год. В идеале государство должно владеть 50% акций госкомпаний. Это позволяет обеспечивать требуемый уровень контроля, говорил замминистра.

Прежде чем приватизировать такую крупную компанию, необходимо четко понять, зачем это делать и какими будут последствия, заявил директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

По его словам, такой шаг может простимулировать компанию более тщательно соблюдать нормативы по выплатам дивидендов или улучшить контроль за расходами, но это вовсе не означает, что корпорация станет лучше с точки зрения потребителей ее услуг — граждан или бизнеса.

Всегда есть риск в результате приватизации получить вместо государственной монополии частную: это может отразиться на тарифной сетке и путевом хозяйстве госкомпании.

С его точкой зрения не согласна руководитель направления «Фискальная политика» экономической экспертной группы Александра Суслина. Она уверена, что при приватизации государству — основному акционеру — в любом случае придется считаться с интересами частных инвесторов, благодаря чему эффективность управления корпорацией повысится.

Она добавила, что приемлемую для страны стоимость перевозок или качество инфраструктуры можно контролировать с помощью регулирования отрасли.

В пресс-службе Минфина на вопросы «Известий» о том, каким должен быть размер выплат РЖД, сообщили: «вопрос дивидендной политики прорабатывается, решений нет». На просьбу прокомментировать целесообразность приватизации там не ответили.

Впрочем, Минфин, несмотря на планы РЖД, всё же заложил ожидания дивидендов от госкомпании в бюджет на 2020–2022 годы. Ведомство рассчитывает получить от монополии 187,1 млрд. рублей за три года. К тому же в 2017–2018 годах компания получила субсидии из бюджета в размере 56,7 и 48,2 млрд. рублей соответственно. Взносы РФ в уставный капитал РЖД за 2017–2018 годы составили 78 и 60,6 млрд. рублей.

Официальный представитель Максима Акимова заявил, что четкой позиции по дивидендной политике пока нет, она будет определена ближе к концу срока исполнения поручения. Отвечая на вопрос о приватизации, он сослался на заявление вице-премьера, сделанное в ноябре 2019 года. Тогда Максим Акимов сообщил журналистам, что предпосылок к продаже РЖД пока не видит.

Увеличение дивидендов по сравнению с уже утвержденными показателями затруднит выполнение мероприятий нацпроекта по развитию магистральной инфраструктуры, которые планируется профинансировать из собственных средств монополии, заявили в пресс-службе Минтранса.

Там добавили, что это также усложнит достижение целей, определенных майским указом президента. От комментариев по возможной приватизации там отказались.

В РЖД, отвечая на вопрос о дивидендах, заявили, что информация об этом содержится в ее долгосрочной программе развития до 2025 года. В документе сказано, что для финансирования запланированных в том числе поручениями правительства и майскими указами президента инвестпроектов необходимо до 2025 года сохранять всю чистую прибыль в распоряжении госкомпании.

Дивиденды монополия будет платить только по своим привилегированным акциям: 10 млн. рублей в 2019 году и 4,47 млрд. с 2020 года. Возможную приватизацию РЖД в компании комментировать не стали.

 

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст