У «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП) появился новый акционер. 11 сентября на LSE было продано одним лотом 12,93 млн GDR порта по $9,05 за бумагу. Таким образом, общая сумма сделки составила $117 млн, а новому владельцу досталось 5,03% акций компании. Сделка была совершена с 15%-ной премией к рыночным котировкам. В этот день бумаги порта торговались в основном по $8 за GDR.
Пакет купила одна из структур «Уралсиба». Есть предположения, что «Уралсиб» купил акции порта в интересах одного из его совладельцев — «Транснефти». Смысл для «Транснефти» покупать с рынка 5% НМТП может быть только в том случае, если госкомпания будет бороться за принадлежащие Росимуществу 20% акций порта. Дело в том, что правительство рассчитывает продать этот пакет до конца года. Купив госпакет, «Транснефть» может получить контроль над портом. Сейчас «Сумма» и «Транснефть» владеют 50,1% НМТП через СП. Акционерного соглашения между сторонами нет.
Также пакет мог быть куплен в интересах любого из претендентов на долю государства. На эти акции претендуют «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана, группа «Дело» Сергея Шишкарева, арабский фонд Invest AD, трейдер Noble Group, Macquarie Renaissance Infrastructure Fund, филиппинская компания International Container Terminal Services, украинская ТИС, United Capital Partners, а также «Российский фонд прямых инвестиций» (РФПИ). Не отказывается от участия в покупке НМТП и совладелец порта — группа «Сумма». Правда, чиновники правительства неоднократно заявляли, что хотели бы избежать продажи госдоли группе «Сумма». Желание потенциальных участников приватизационного аукциона докупить 5% НМТП на рынке понятно: они хотят в итоге получить блокирующий пакет и иметь больше возможностей влиять на управление стивидорной компанией.
Группа НМТП является третьим портовым оператором Европы и безусловным лидером на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. В состав Группы входят два крупнейших порта России — порт Новороссийск на Черном море, порт Приморск на Балтийском море, а также порт Балтийск в Калининградской области.
Порты Группы встроены в международные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, что делает их ключевым каналом транзита российских импортных и экспортных грузов.
По итогам 2012 года рыночная доля Группы НМТП составила 28% от грузооборота всех морских портов России, а также 56% перевалки нефти и 33% перевалки пшеницы в морских портах РФ. В 2012 году грузооборот Группы достиг 159 млн. тонн, в том числе 83 млн. тонн в порту Новороссийск и 75 млн. тонн в порту Приморск. Консолидированная выручка Группы НМТП по МСФО в 2012 году составила $ 1034 млн., EBITDA – $ 592 млн., а чистая прибыль – $ 316 млн.