Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
40
1 253
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Лисин Владимир СергеевичЗавод Прогресс (Липецкая область)
800

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 682,36  (-2,24%)
1 022,90  (-0,85%)
6 688,46  (+27,25%)
116 277,98  (+1 791,68%)
4 294,41  (+103,30%)
66,03  (-1,06%)
Источник Investfunds

Американская Groupon рассталась с российским бизнесом

06.05.2016, Mergers.ru
По данным газеты «Ведомости» и информационного портала Лента.ру., американская Groupon, которая специализируется на продаже товаров и услуг со скидками, продала бизнес в России, заявил врио ее финансового директора Брайан Кайман на телеконференции для инвесторов и аналитиков. Еще в апреле «мы ушли из России, продав актив, таким образом, число стран [присутствия Groupon] сократилось до 27», - сообщил он.

«Групон рус» работает по-прежнему, но 100% ее собственности приобрел инвестиционный фонд. Это фонд ru-Net Леонида Богуславского, пасынка поэта Андрея Вознесенского. Инвестиционный директор ru-Net Александр Павлов не назвал сумму сделки, сказал лишь, что среднесрочная стратегия ru-Net – повысить рентабельность бизнеса Groupon в России, стимулировать его рост за счет развития в регионах, инвестировать в «отдел продаж и технологии».

Одновременно ru-Net – основной владелец скидочного сервиса Biglion, главного конкурента Groupon в России. Кроме того, в конце 2015 г. фонд Богуславского стал соинвестором немецкого сервиса-агрегатора скидок Cuponation.

Покупка российского бизнеса Groupon совершена «в полном соответствии с акционерным соглашением холдинговой компании Biglion», заверяет Павлов. Наличие у конкурентов общего совладельца может пойти им в плюс, считает он: и Groupon, и Biglion нужно в первую очередь расширять базу покупателей и улучшать сервис.

Groupon работает в России с 2010 г. – именно тогда американская компания приобрела контрольный пакет аналогичного российского сервиса Darberry. Люди, близкие к участникам сделки, оценивали ее в сумму до $50 млн. В 2011 г. основатели Darberry Виктор Лысенко, Елена Масолова, Алексей Черняк, Иван Владимиров и Олег Козырев продали Groupon оставшиеся доли.

В 2015 г. комиссия всех купонных сервисов в России – деньги, которые они получили от партнеров за реализацию их товара, – составила 15–20 млрд руб., оценивает партнер Data Insight Федор Вирин.

100–300% в год, как прежде, этот рынок уже не растет, добавляет сооснователь и главный исполнительный директор KupiKupon Комил Рузаев, «но, если компания хорошо работает, ее бизнес может расти на 15–25% в год».

Доля Groupon на российском рынке скидочных сервисов, по оценке Павлова, – более 30%, сервисом пользуется более 500 000 покупателей в год. «Мы особенно впечатлены результатами российской Groupon в сегменте путешествий, на который уже приходится более 50% продаж», – добавляет Павлов.

По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2014 г. выручка «Групон рус» сократилась на 28% до 470,3 млн руб., чистый убыток составил 256,5 млн руб.; данных за 2015 г. нет.

Следуя плану реструктуризации, Groupon уже свернула бизнес в 17 странах. В конце 2015 г. Groupon объявила, что намерена сократить за год около 1 100 рабочих мест по всему миру и уйти из Марокко, Панамы, с Филиппин, из Пуэрто-Рико, Тайваня, Таиланда и Уругвая. Еще раньше компания отказалась от бизнеса в Турции и Греции.

В январе 2016 года стало известно о том, что Groupon прекратил работу на Украине. Сайт перестал предлагать акции и скидки украинским пользователям в ночь на 26 января. В компании при этом говорили о том, что решение свернуть деятельность на Украине было принято после тщательного изучения рынков.

«Чтобы наш географический охват стал еще большим преимуществом, мы должны сосредоточить силы и средства на меньшем количестве стран», – убеждал инвесторов в конце 2015 г. исполнительный директор Groupon Рич Уильямс. Основной рынок для Groupon – Северная Америка.

Groupon, созданный в 2008 году, работает по всему миру, предоставляя скидочные купоны на различные услуги. В декабре 2009 года компания привлекла 30 миллионов долларов от фонда Accel Partners и New Enterprise Associates, в апреле 2010-го — еще 135 миллионов от Digital Sky Technologies (нынешнее название Mail.ru Group), DST Global и фонда Battery Ventures.

За I квартал 2016 г. компания продала товаров и услуг на $1,47 млрд (минус 5% год к году), ее выручка составила $732 млн (минус 2%). В среду, 4 мая, в начале торгов на NASDAQ бумаги компании торговались на уровне около $3,3 за акцию, капитализация составила около $2 млрд. После IPO в 2011 г. акция Groupon стоила $20.

В состав совладельцев фонда Ru-Net Holdings входят Леонид Богуславский, Baring Vostok Capital Partners, UFG. Кроме долей в «Яндексе» и Ozon.ru инвестфонду Ru-Net II принадлежит контрольный пакет рекламного агентства iContext и разработчиков видеопортала ivi.ru, компании Digital Access.