По данным газет «Коммерсант» и «Ведомости», Федеральная антимонопольная служба (ФАС) получила от арабского портового оператора DP World и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) ходатайство о сделке по покупке акций одной из крупнейших транспортно-логистических компаний - Fesco (головной компанией группы является Дальневосточное морское пароходство), сообщил заместитель руководителя ведомства Андрей Цыганов.
«Ходатайство приходило. Процесс анализа уже начался», - добавил он. Правда, какова приобретаемая доля, он не сообщил. Кроме того, такая сделка может потребовать предварительного согласования правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, сообщил ранее представитель ФАС.
Также о том, что ФАС «плотно работает» над сделкой по возможному вхождению дубайского портового оператора DP World в капитал FESCO (оператор контейнерных перевозок, входит в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова), сообщил в пятницу - 15 сентября 2017 года, глава службы Игорь Артемьев.
Председатель совета директоров и основной акционер Fesco Зиявудин Магомедов в 2016 г. подписал с DP World соглашение о сотрудничестве. Уже в мае 2017 г. DP World начала проявлять интерес к покупке не менее 20% российского оператора - предполагалось, что сделка может быть закрыта уже в июне.
В сентябре источник, знакомый с ситуацией, заявил, что компания, партнером которой в России выступает РФПИ, готовится приобрести около 39% Fesco.
Кроме того, том, что РФПИ совместно с DP World интересуются FESCO, сообщал в начале сентября в рамках ВЭФ-2017 глава фонда Кирилл Дмитриев.
DP World уже проявлял интерес к портовым активам в РФ, в 2016 году вместе с РФПИ он пытался купить контейнерный терминал НУТЭП у группы «Дело». Кроме того, этот консорциум проявлял интерес к инвестициям в «Трансконтейнер», 25,07% которого находятся у FESCO.
FESCO (Дальневосточное морское пароходство) — одна из крупнейших транспортно-логистических групп в России. «Сумме» принадлежит 32,5% акций, еще 23,8% — у GHP Group Марка Гарбера, 17,4% — у американского фонда прямых инвестиций TPG Group, 26,3% акций — в свободном обращении.
FESCO принадлежат Владивостокский морской торговый порт, железнодорожный оператор «Трансгарант», 50% акций оператора фитинговых платформ «Русская тройка». Всего в управлении у компании около 36 тыс. контейнеров, 3,5 тыс. фитинговых платформ, 20 судов.
Выручка FESCO за семь месяцев выросла на 28,7%, до $391 млн, EBITDA увеличилась на 44,6%, до $68 млн. Общий долг FESCO на конец июля — $885,8 млн.
Проблема высокой долговой нагрузки — ключевая для FESCO. В обращении находится два выпуска еврооблигаций группы на $655 млн. и два выпуска рублевых бондов на 7 млрд. руб., по которым компания допустила дефолт в 2016 году. Сейчас FESCO ведет переговоры с держателями рублевых облигаций о реструктуризации.
После дефолта образовавшие ad-hoc-группу для совместных действий (AHG) держатели евробондов двух выпусков (с доходом 8% и погашением в 2018 году на $550 млн. и с доходом 8,75% и погашением в 2020 году на $325 млн.) в качестве одной из мер для увеличения ликвидности предлагали FESCO продажу 24,1% акций «Трансконтейнера» за $190 млн.
В итоге в сентябре FESCO сообщила, что согласовала с AHG условия реструктуризации: единовременную выплату $547,5 млн и обязательства привлечь инвестиции в акционерный капитал или через долговое финансирование.
В четверг - 14 сентября 2017 года, FESCO сообщила, что к соглашению о фиксации намерений присоединилось более 50% держателей евробондов. Возможность присоединиться к соглашению у бондхолдеров есть до 4 октября.
В документе ничего не говорится об обязательствах по продаже «Трансконтейнера», обсуждаются лишь условия рефинансирования ссуды, взятой под залог этих акций. Это может быть связано с интересом к активу «Суммы», которая не раз выражала готовность приобрести у ОАО РЖД не менее чем 25% актива и не исключала возможности выкупа контрольного пакета.
Global Ports
TPG Capital
Контейнерный терминал НУТЭП
Российские Железные Дороги / РЖД
Сумма Капитал
Трансконтейнер
Владивостокский морской торговый порт (ВМТП)
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)
Восточная стивидорная компания (ВСК)
Группа Дело
Трансгарант
Управляющая компания Флеминг Фэмили энд Партнерс / Garber Hannam Partners / GHP Group
Марк Гарбер
Dubai Ports World (DP World)
Константин Юминов из Райффайзенбанка напоминает, что DP World всегда интересовался российскими портами и владел 25% в Восточной стивидорной компании (терминал Global Ports). Скорее всего, оператору интересен пакет не менее чем в 25% FESCO, чтобы оказывать реальное влияние на ее деятельность, полагает эксперт.
Но сделка возможна лишь при реструктуризации долга FESCO, отмечает господин Юминов. Он не исключает, что часть средств от продажи доли будет использована как источник реструктуризации.
«Некоторые хозяйственные общества, входящие в группу FESCO, имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», - Андрей Юнак, глава управления контроля иноинвестиций ФАС, 7 сентября 2017 года.