Evraz продает свою стивидорную компанию в порту Находки. На днях должен был истечь срок подачи обязывающих предложений, но его, скорее всего, продлят.
Evraz ищет покупателей на свои терминалы в порту Находки уже несколько лет, рассказывает источник, знакомый с ситуацией. Рассматривается продажа как 100% АО «Евраз НМТП», так и контрольного пакета компании с обязательством покупателя позже приобрести оставшиеся акции самому или в партнерстве с кем-либо.
Для Evraz порт — непрофильный актив, а потенциальная сделка позволила бы компании снизить долговую нагрузку (чистый долг на конец июня — $5,3 млрд). Но, по словам источника, до сих переговоры ничем не завершались, поскольку «дешево расставаться с активом Evraz не готов». Другой источник уточняет, что переговоры о продаже порта активизировались летом.
«Евраз НМТП» специализируется на перевалке угля и продукции черной металлургии, производственные мощности позволяют выгружать 500–550 вагонов в сутки.
Объем перевалки в 2015 году — 9,2 млн тонн (6,2 млн тонн угля, 3 млн тонн металлургической продукции). Выручка «Евраз НМТП» в 2015 году — 5,9 млрд руб., чистая прибыль — 3,3 млрд руб. (в 2014 году 4,5 млрд руб. и 1,9 млрд руб. соответственно, по Kartoteka.Ru).
По словам одного из информированных источников, Evraz оценил «Евраз НМТП» в 4,5–5 EBITDA, то есть в $275–300 млн. Один из претендентов считает объективной оценкой порта $261 млн, но, по его словам, поступающие предложения в среднем выше $290 млн.
На данный момент есть почти десяток претендентов на актив. Это экс-губернатор Приморья Сергей Дарькин, экс-совладелец Evraz Александр Катунин (его дочь Мария — основной владелец Владивостокского морского рыбного порта), совладелец «Новапорта» Роман Троценко, группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, «Кузбассразрезуголь», Global Ports, ГК «Дело» Сергея Шишкарева, а также компании из КНР и Казахстана.
Основной фактор привлекательности — готовность Evraz заключить с портом долгосрочный отгрузочный контракт на условиях take-or-pay на 5 млн тонн угля и 5 млн тонн металлопродукции.
Надежда Малышева из PortNews говорит, что, несмотря на большое количество компаний, интересующихся активом, в действительности спрос на него может быть ниже.
«Евраз НМТП» имеет небольшие глубины, находится в черте города, что создает социально-экологические проблемы, замечает она.
Кроме того, загрузка транспортного узла Восточный—Находка крайне высока в силу развития терминалов в порту Восточный, отмечает эксперт. В итоге, по ее словам, цена сделки может оказаться гораздо ниже оценки.