Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
40
1 253
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Лисин Владимир СергеевичЗавод Прогресс (Липецкая область)
800

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 676,59  (-8,01%)
1 020,70  (-3,05%)
6 688,46  (+27,25%)
114 599,57  (+113,27%)
4 147,75  (-43,36%)
66,03  (-1,06%)
Источник Investfunds

Evraz выбирает покупателя на «Евраз НМТП»

30.11.2016, Mergers.ru
По данным газеты «Коммерсант», в российской стивидорной отрасли готовится одна из крупнейших сделок: Evraz, желая снизить долговую нагрузку, решил продать принадлежащие ему портовые мощности в Находке — АО «Евраз НМТП».

Evraz продает свою стивидорную компанию в порту Находки. На днях должен был истечь срок подачи обязывающих предложений, но его, скорее всего, продлят.

Evraz ищет покупателей на свои терминалы в порту Находки уже несколько лет, рассказывает источник, знакомый с ситуацией. Рассматривается продажа как 100% АО «Евраз НМТП», так и контрольного пакета компании с обязательством покупателя позже приобрести оставшиеся акции самому или в партнерстве с кем-либо.

Для Evraz порт — непрофильный актив, а потенциальная сделка позволила бы компании снизить долговую нагрузку (чистый долг на конец июня — $5,3 млрд). Но, по словам источника, до сих переговоры ничем не завершались, поскольку «дешево расставаться с активом Evraz не готов». Другой источник уточняет, что переговоры о продаже порта активизировались летом.

«Евраз НМТП» специализируется на перевалке угля и продукции черной металлургии, производственные мощности позволяют выгружать 500–550 вагонов в сутки.

Объем перевалки в 2015 году — 9,2 млн тонн (6,2 млн тонн угля, 3 млн тонн металлургической продукции). Выручка «Евраз НМТП» в 2015 году — 5,9 млрд руб., чистая прибыль — 3,3 млрд руб. (в 2014 году 4,5 млрд руб. и 1,9 млрд руб. соответственно, по Kartoteka.Ru).

По словам одного из информированных источников, Evraz оценил «Евраз НМТП» в 4,5–5 EBITDA, то есть в $275–300 млн. Один из претендентов считает объективной оценкой порта $261 млн, но, по его словам, поступающие предложения в среднем выше $290 млн.

На данный момент есть почти десяток претендентов на актив. Это экс-губернатор Приморья Сергей Дарькин, экс-совладелец Evraz Александр Катунин (его дочь Мария — основной владелец Владивостокского морского рыбного порта), совладелец «Новапорта» Роман Троценко, группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, «Кузбассразрезуголь», Global Ports, ГК «Дело» Сергея Шишкарева, а также компании из КНР и Казахстана.

Основной фактор привлекательности — готовность Evraz заключить с портом долгосрочный отгрузочный контракт на условиях take-or-pay на 5 млн тонн угля и 5 млн тонн металлопродукции.

Комментарий
Актив интересный, говорит один из источников на рынке, но Evraz «заломил цену».

Надежда Малышева из PortNews говорит, что, несмотря на большое количество компаний, интересующихся активом, в действительности спрос на него может быть ниже.

«Евраз НМТП» имеет небольшие глубины, находится в черте города, что создает социально-экологические проблемы, замечает она.

Кроме того, загрузка транспортного узла Восточный—Находка крайне высока в силу развития терминалов в порту Восточный, отмечает эксперт. В итоге, по ее словам, цена сделки может оказаться гораздо ниже оценки.