Усиление доминирующего положения ГТЛК на рынке финансовой / операционной аренды вагонов за счет поглощения частных компаний может негативно повлиять на состояние конкуренции»,— объясняет ФАС.
Она рекомендует ГТЛК как институту развития «использовать ограниченные бюджетные ресурсы на лизинг новых вагонов, добавляющих предложение на сети и способствующих сокращению дефицита провозных мощностей, а не на скупку б/у вагонов и частных компаний на вторичном рынке».
Кроме того, компании предписано обратить «самое строгое внимание на недопустимость сдачи вагонного парка в аренду конечным грузоотправителям через длинную цепочку посредников», использование которой приводит к удвоению цен на услуги по предоставлению вагонов.
Концепция покупки Brunswick Rail, владевшей на конец года 28,2 тыс. вагонов, возникла у ГТЛК в прошлом году: тогда компания собиралась создать свой операторский дивизион на базе серии покупок, включавших в себя Первую тяжеловесную компанию (ПТК), группу «Промышленные активы» и Brunswick Rail.
Но впоследствии госкомпания отказалась от этой идеи и решила ограничиться сегментом операционного лизинга, купив только Brunswick Rail. EY оценила компанию в 29,8 млрд. руб. при 37,7 млрд. руб. чистого долга (единственный кредитор — ВТБ), ГТЛК собиралась покупать ее за цену, не превышающую эту цифру и стартующую с 24 млрд. руб.
В марте 2019 года сделку согласовал совет директоров ГТЛК, но ходатайство было подано существенно позже. Впрочем, уже тогда ФАС сообщала, что намерена оценить «необходимость поглощения частной компании государственным институтом развития».
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) - крупнейшая лизинговая компания России. Поставляет в лизинг воздушный, водный и железнодорожный транспорт, автомобильную и специальную технику для отечественных предприятий транспортной отрасли, а также осуществляет инвестиционную деятельность в целях развития транспортной инфраструктуры России. Единственным акционером компании является Российская Федерация в лице Министерства транспорта.