По данным газеты «Ведомости», финский концерн Kesko изучал возможность продажи продовольственного бизнеса в России, но это не привело к каким-либо переговорам. Kesko постоянно изучает различные альтернативы для реализации своей стратегии развития.
В России Kesko работает более 20 лет: он управляет сетями магазинов стройматериалов «К-Раута», продовольственными гипермаркетами «К-руока» и сетью спорттоваров Intersport.
Первый гипермаркет «К-руока» открылся в декабре 2012 г. Kesko за прошлый год открыл четыре продуктовых гипермаркета в Петербурге, теперь в сети девять магазинов в городе и Ленобласти. Продажи «К-руока» за 2015 г. выросли на 3,1% до 107 млн евро, продажи в рублях увеличились на 35,4%, следует из годового отчета Kesko.
За первое полугодие, когда в сети было восемь гипермаркетов, продажи снизились на 2,3%. Kesko планировал в течение 2016 г. открыть в Петербурге три гипермаркета, два из них в стадии строительства.
Средняя площадь гипермаркета «К-руока» около 10 000 кв. м, финны тратили на строительство каждого порядка $10 млн. Понятно, что финны захотят вернуть свои затраты при возможной продаже.
Общую стоимость операционного бизнеса сети и недвижимости можно оценить примерно в 6 млрд. руб. без учета долга, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
По его словам, среди наиболее вероятных потенциальных покупателей - «Ашан» и ООО «ТД «Интерторг» (им может быть интересен актив целиком), менее вероятных - «Лента», «Карусель» и «ОКей» (им могут быть интересны отдельные объекты).
Объекты расположены неплохо, но цены на продукты и товары в «К-руоке» выше, чем в других гипермаркетах, говорит петербургский ритейлер.
Северо-Запад является одним из самых насыщенных регионов по количеству гипермаркетов «Карусель» (17 магазинов), и X5 Retail Group планирует развиваться в регионе органическим путем, говорит представитель ритейлера.
Российские санкции оказали большее влияние на продуктовый ритейл и подняли цены, писал Kesko в годовом отчете в 2015 г. Падение цены на нефть уменьшает доходы государства, низкий курс рубля ослабляет покупательную способность, уменьшает спрос и рентабельность, перечислял тогда ритейлер.
Российские продажи сети супер- и гипермакетов Prisma в 2015 г. упали на 15% в рублях, рассказывал ранее президент SOK Retail International Веса Пуннонен.
Kesko в начале года объявил, что в течение 2016 г. продаст сеть спорттоваров Intersport, которую развивает в России по лицензии. Причина – низкие показатели выручки российского подразделения и «его неприбыльность».
Последняя крупная сеть финского ритейлера, которая не выставлена на продажу, — это гипермаркеты DIY под брендом «К-раута».
Ритейлер сохраняет планы по развитию сети — началось строительство магазина в Петербурге около метро «Парнас», а в этом году откроется гипермаркет на Выборгском шоссе, говорит представитель «К-рауты».
В текущих экономических условиях наиболее экономически целесообразным вариантом продажи была бы реализация не всех гипермаркетов и операционного бизнеса, а проведение торгов в формате аукциона или конкурса по каждому конкретному объекту среди всех потенциальных покупателей, считает Бурмистров.