Гендиректор ГТЛК Сергей Храмагин подтвердил “Ъ” эту информацию. Проект был выбран, так как наиболее близок к реализации, уточнил топ-менеджер, и на его базе как раз планируется обкатать все механизмы, команду, подходы.
«До февраля 2020 года мы будем изучать ситуацию, подготовим оценки и сроки его окупаемости, тогда будет приниматься окончательное решение по его реализации»,— рассказал господин Храмагин.
у ГТЛК есть концепция выделения в отдельное дочернее предприятие своих инфраструктурных проектов. Через новую структуру госкомпания планирует работать с портовыми проектами, обеспечивающими реализацию комплексного плана модернизации инфраструктуры, оценивать их и поддерживать финансово в докредитной стадии при наличии такой необходимости. Среди потенциальных объектов интереса назывался и терминал «Витино».
Порт Витино на данный момент не включен в комплексный план развития магистральной инфраструктуры, говорит Сергей Храмагин, но неоднократно обсуждалось, что этот план как «живой организм», куда могут быть добавлены проекты.
Для развития порта будет создана небольшая компания с уставным капиталом 1 млн. руб., «дальше это уже может перерасти в серьезную сделку», - рассказывает он.
«Витино» принадлежит БТА-банку Кенеса Ракишева, перевалку не ведет с 2014 года, но, как говорил господин Ракишев в июле 2019 года, может ее возобновить.
Нынешние собственники находятся в стадии банкротства компании, управляющей терминалом, соответствующие процедуры должны быть закончены в первом-втором кварталах будущего года, уточнил Сергей Храмагин.
Проект планируется развивать по аналогии с портом Лавна, когда ГТЛК полностью входит в него, развивает, доводит до «идеологического конца» и после этого снижает свою долю, продавая инвесторам, пояснил топ-менеджер.
Возвращать инвестиции ГТЛК планирует через контракты take-or-pay на перевалку на терминале, рассказывает собеседник “Ъ”. Этим и объясняется создание дочерней компании, поясняет он, при подписании подобных контрактов с зарубежными трейдерами риски в случае введения санкций против ГТЛК снижаются.
«Витино» обеспечит перевалку до 7 млн. тонн нефти или нефтепродуктов при инвестициях всего 1,3 млрд. руб., говорит собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией.
У «Витино» уже есть грузополучатель, который должен обеспечить около 4 млн. тонн нефтяных грузов, рассказал Сергей Храмагин. Еще 1–1,5 млн. тонн должны дать минудобрения в будущем, добавил он. Компанию-грузополучателя он назвать отказался. В мае 2018 года Кенес Ракишев говорил в интервью “Ъ”, что ведет переговоры с трейдером Gunvor.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что ограничения пропускной способности в западном направлении практически отсутствуют, а дефицита нефтеналивных мощностей в районе Мурманска нет.
Поэтому, добавляет эксперт, прежде всего следует проработать вопрос о загрузке терминала с грузоотправителями, а они, в свою очередь, должны иметь долгосрочные гарантии скидок на перевозку железнодорожным транспортом. ОАО РЖД уже возит около 30% нефтепродуктов со скидкой и декларирует намерение стимулировать эти перевозки и далее.
В ОАО РЖД сообщили, что готовы рассматривать предложения по установлению скидок на перевозки нефтепродуктов, и подчеркнули, что активно развивают мурманское направление. Также в компании подчеркнули, что прежде всего заинтересованы в проектах с гарантиями загрузки. При этом в ОАО РЖД уточнили, что переговоры по «Витино» пока не вели.