По данным газеты «Коммерсант», Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) планирует создать дочернее ООО «ГТЛК-Инжиниринг», в которое выделит свои инфраструктурные проекты, отделив их от базового лизингового бизнеса.
Об этом “Ъ” рассказали источник, знакомый с планами компании, и собеседник на рынке. В ГТЛК отказались комментировать вопрос до заседания совета директоров, намеченного на 16 декабря 2019 года.
По словам собеседника “Ъ”, идея создания отдельной компании возникла с пониманием, что без отдельной специализированной структуры ГТЛК не сможет развивать в дальнейшем проект «Лавна».
Сейчас в ООО «Морской порт Лавна», выступающем концессионером строительства угольного терминала на 18 млн. тонн, ГТЛК принадлежит 5%.
Но территории вокруг порта, рассказывает собеседник “Ъ”, можно развивать и далее, в частности, рассматривая возможность строительства комплекса по перевалке углеводородов, химических грузов и так далее, что без специализированной структуры, имеющей соответствующие компетенции, невозможно.
Новое ООО сможет фильтровать инфраструктурные проекты, выбирая жизнеспособные, и финансировать их на начальной стадии, до привлечения заемного финансирования, рассказывает собеседник “Ъ”.
Компетенции нового ООО могут распространиться на проекты из комплексного плана модернизации инфраструктуры, которые способствуют реализации долгосрочной программы развития ГТЛК, говорит источник “Ъ”. Это, в частности, нефтепродуктовый терминал «Витино» в Кандалакше, угольные «Чайка» в Диксоне и УППК «Север» в порту Восточный. Сейчас ГТЛК к этим проектам не имеет отношения.
«Витино», прекратившее перевалку в 2014 году, принадлежит БТА-банку Кенеса Ракишева, который в июле заявлял, что порт может возобновить работу. Проект «Чайка» Арктической горной компании (входит в «Востокуголь» Дмитрия Босова и Александра Исаева) в перспективе должен обеспечить загрузку Севморпути на 10 млн. тонн.
Напомним что, «Открытый порт Находка», реализующий проект УППК «Север», был куплен «Востокуглем» у группы «Сумма» Зиявудина Магомедова. Новый инвестор планировал достроить за свой счет объекты федеральной инфраструктуры и запустить экспорт с 2022 года. В УК «Востокуголь» от комментариев отказались.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что конъюнктура товарных рынков, в первую очередь угольного, сегодня настолько плоха, что строить какие-либо терминалы, особенно на Дальнем Востоке, куда не проехать по железной дороге, абсолютно бессмысленно.
Вместе с тем, полагает другой собеседник “Ъ”, проекты, внесенные в комплексный план, должны тем или иным способом быть исполнены. По его мнению, ГТЛК могла получить указание выступить неким гарантом исполнения тех проектов, в которых есть государственный интерес, и в дальнейшем действовать так, как уже действовала в «Лавне»: сначала взять 100% в проекте, а потом распродать доли инвесторам, хеджируя часть их рисков.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что создание отдельного ООО, отвечающего за инфраструктуру, в рамках ГТЛК вполне может быть эффективным, если спектр его деятельности будет довольно узким, а количество проектов — ограниченным.
«Сейчас очевидно, что магистральный план будет претерпевать серьезные изменения: конъюнктура ухудшилась, причем, видимо, это ухудшение будет носить долгосрочный характер, и многие проекты не будут реализованы, а некоторые будут конкурировать друг с другом,— говорит эксперт.
— Поэтому нужна структура, которая будет отбирать и анализировать проекты, в которых частные инвесторы испытывают сложности, а также обеспечивать им поддержку».
По его мнению, в этом плане ГТЛК может оказать большое содействие Минтрансу, который сам не обладает соответствующими компетенциями, а передача этой функции частной компании не всегда будет оправданна.