По данным газеты «Коммерсант», Газпромбанк (ГПБ) получил колл-опцион на выкуп контрольного пакета "Мечела" в крупнейшем угольном проекте компании, Эльгинском месторождении.
Банк, который сейчас покупает 49% в активе за 34 млрд руб., вправе консолидировать компанию, если "Мечел" окажется не в состоянии сделать это сам. Основной актив Эльги, железная дорога стоимостью 70 млрд руб., уже заложена по кредитам ГПБ.
Газпромбанк (ГПБ) может стать стопроцентным владельцем Эльгинского угольного проекта компании, если та откажется выкупить долю ГПБ в нем или нарушит условия опционного соглашения, следует из отчета "Мечела", опубликованного в пятницу - 13 мая 2016 года.
О том, что стороны заключили пут-опцион, позволяющий банку требовать от "Мечела" выкупа своей будущей доли в проекте (по 49% в трех целевых ООО — "Эльга-Дорога", "Эльгауголь" и "Мечел Транс Восток") в течение 2021-2023 годов, компания сообщала еще в апреле. Но наличие у банка колл-опциона и возможности требовать досрочного исполнения пут-опциона тогда не раскрывалось.
Эльгинский угольный проект — крупнейший проект "Мечела" по разработке одноименного месторождения в Якутии с запасами свыше 2 млрд тонн. Инвестиции составили $2,5 млрд, из которых около $2 млрд пришлось на железную дорогу от месторождения до БАМа. Добыча в 2015 году — 4 млн тонн.
"Эльгауголь" владеет лицензией на месторождение, "Эльга-Дорога" — железной дорогой, "Мечел Транс Восток" — оператор на железнодорожной ветке. ГПБ должен получить свои 49% в Эльгинском проекте до 30 июня за 34,3 млрд руб.
Сделка проводится для реструктуризации части долга "Мечела" перед Сбербанком, который угрожал обанкротить компанию. "Мечел" погасит 31,5 млрд руб. долга, выкупленного ГПБ у Сбербанка, оставшиеся 2,8 млрд руб. должен отдать Сбербанку и "Сбербанк Лизингу".
В отчете "Мечела" говорится, что если компания не исполнит обязательства по пут-опциону, то ГПБ вправе выкупить в рамках колл-опциона оставшиеся доли в "целевых компаниях", а также 100% в ООО "Порт Мечел-Ванино" (владеет проектной документацией на строительство порта в бухте Мучка). Цены "страйк" по опционам не раскрываются.
В качестве обеспечения по колл-опциону ГПБ будет заложено по 1,99% долей в каждой целевой компании. При этом у "Мечела" уже заложено 49% "Эльгаугля" по бридж-кредиту ВЭБа на $167 млн.
"Мечел" ожидает роста добычи на Эльге до 9 млн тонн в год к 2018 году. ВЭБ осенью 2013 года одобрил финансирование развития проекта для роста добычи до 20 млн тонн в год на сумму около $2 млрд, но среди отлагательных условий основным было внесение дороги до БАМа на баланс "Эльгаугля".
Как говорится в отчете "Мечела", в марте 2016 года дорога была внесена в капитал ООО "Эльга-Дорога" и стала предметом залога по кредитам ГПБ. В "Мечеле" сказали, что намерены обсудить все вопросы по Эльге с ВЭБом после завершения реструктуризации кредитного портфеля "с учетом изменения юридической структуры проекта и наличия нового инвестора".
Чистый долг "Мечела" на конец 2015 года составлял 507 млрд руб., соотношение чистый долг/EBITDA — 11,2. Компания уже договорилась о реструктуризации большей части долга, перенеся сроки погашения на 2017-2020 годы. Если свыше половины миноритариев "Мечела" поддержат дополнительные залоги и поручительства по кредитам, то их погашение может перенестись на 2020-2022 годы.
Олег Петропавловский из БКС говорит, что если цены на уголь и сталь, а также курс рубля не будут сильно проседать, то в 2016 году "Мечел" может заработать $1-1,2 млрд EBITDA.
Если ситуация не ухудшится, то у компании есть шансы снизить долг и попытаться вернуть Эльгу, говорит аналитик. При этом он уточняет, что страйк-цена по пут-опциону ГПБ, скорее всего, больше, чем сумма, которую банк должен заплатить за долю в проекте.