Проект по созданию в России совместного автокредитного банка альянса Renault-Nissan и группы Unicredit постепенно приобретает очертания. Главную роль в этом партнерстве — как в организационном, так и финансовом отношении — будет играть автоальянс. У его финансового подразделения RCI Banque 60-процентная доля в проекте, обязанности по финансированию его текущей деятельности и планы по работе с коллекторами. У группы Unicredit в проекте роль миноритарного акционера.
RCI Banque — глобальное финансовое подразделение автоальянса Renault-Nissan — подыскивает себе партнера среди коллекторов. Предложение о сотрудничестве направлено сразу нескольким крупным коллекторским агентствам. Банк планирует завершить отбор потенциальных партнеров в четвертом квартале 2012 года; начало операционной деятельности планируется на первый квартал 2013 года.
Сейчас RCI Banque работает на российском рынке через дочернюю финансовую компанию RN Finance Rus, которая в партнерстве с «Юникредит-банком» предлагает кредиты на автомобили Renault-Nissan. Тот факт, что предложение коллекторам исходит не от этих структур, а именно от RCI Banque, свидетельствует, что речь идет о передаче коллекторам будущих плохих кредитов создающегося сейчас совместно RCI Banque и группой Unicredit нового автокредитного банка.
Предложение RCI Banque к коллекторам характеризует распределение функционала и полномочий внутри будущего СП. Так, кредиты будущий совместный банк будет выдавать исключительно на деньги RCI Banque. Группа Unicredit будет присутствовать в СП лишь в качестве акционера с долей 40% и поставщика технологий.
Основной выгодой для Unicredit от этого партнерства будут всего лишь дивиденды, в то время как для RCI Banque — еще и доходы от автокредитования. При этом кредитование самого «Юникредит-банка» в дилерской сети Renault, Nissan и Infiniti после запуска СП будет свернуто. Сейчас «Юникредит-банк» — основной партнер Renault-Nissan по кредитным программам в России. Таким образом, выход на российский рынок кэптивных банков зарубежных автоконцернов может сократить долю российских игроков в сегменте автокредитования.
21 мая 2012 года стало известно о намерении франко-японского автоальянса Renault-Nissan и банковской группы Unicredit создать в России совместный автокредитный банк. Партнерами в СП должны стать банковская структура Renault-Nissan — Renault Credit International (RCI) — и одна из структур Unicredit Group с долями 60% и 40% соответственно. Окончательное соглашение должно быть оформлено к концу года, а операционная деятельность банка начнется в первом полугодии 2013 года. Совместное предприятие (СП) будет создано на основе «внучки» Unicredit Group и «дочки» «Юникредит-банка» — небольшого омского банка «Сибирь».
Инициатором создания кэптивного банка автоконцерна в России выступил Renault-Nissan, который был заинтересован в консолидации финансовых потоков. В «Юникредит-банке» сотрудничать согласились. С одной стороны, расчеты «Юникредит-банка» показали, что делиться прибылью от автокредитования с партнером в рамках СП банку будет не слишком выгодно, с другой — в случае отказа от участия в совместном проекте банк рисковал потерять значительное число клиентов. Ведь в России «Юникредит-банк» является основным партнером Renault-Nissan при продаже автомобилей в кредит.
Несмотря на то, что окончательные документы по СП пока не подписаны, перепрофилирование «Сибири» (такое решение было принято в ноябре прошлого года) уже в разгаре.
Создание СП Renault-Nissan и Unicredit на базе «Сибири» станет первым случаем на банковском рынке, когда банк и автопроизводитель сотрудничают именно в таком формате. Это удобно с точки зрения взаимоотношений партнеров, в частности раздела прибыли и принятия решений, все будет прописано в уставе. При этом не исключено, что выбор именно такой формы сотрудничества обоснован тем, что в дальнейшем у Renault-Nissan будет опцион на покупку оставшейся доли. Скорее всего, совместный банк в итоге достанется Renault-Nissan, а пока «Юникредит-банк» окажет технологическую поддержку и будет получать свои комиссионные доходы.