По данным газеты «Коммерсант», об очередной попытке Белого дома разобраться в кризисной ситуации вокруг концерна "Тракторные заводы" (КТЗ), рассказал источник, знакомый с ситуацией. По его словам, с начала августа первый замглавы аппарата правительства Максим Акимов провел два совещания с участием заинтересованных сторон.
"По итогам совещаний Минэкономики направило доклад премьеру Дмитрию Медведеву (также возглавляет набсовет ВЭБа), проинформировав его о предложенных сценариях финансового оздоровления КТЗ. Письмо на имя премьера за подписью врио министра Евгения Елина датировано 12 августа.
В КТЗ, подконтрольный Михаилу Болотину и Альберту Бакову, входят активы в РФ и Европе, в том числе 17 предприятий военного, железнодорожного, сельскохозяйственного и дорожно-строительного машиностроения.
На 1 августа общий размер долгов КТЗ перед банками оценивался в 72,58 млрд руб. Крупнейший кредитор — ВЭБ, которому концерн задолжал 45,6 млрд руб., в том числе по синдицированному кредиту — более 41 млрд руб. (20,5 млрд руб. с учетом дисконта) и более 24,5 млрд руб. по стабилизационному кредиту.
Критическая кредиторская задолженность — 8 млрд руб. Выручка КТЗ за 2015 год — 21,87 млрд руб., чистый убыток — 13,66 млрд руб.
Обсуждается несколько сценариев вывода КТЗ из кризиса. Так, у ВЭБа как крупнейшего кредитора имеются все юридические основания для введения процедуры банкротства, но ни одна из сторон в этом не заинтересована. Глава ВЭБа Сергей Горьков на совещании 11 августа назвал такой сценарий "экономически нецелесообразным".
Собственники КТЗ предлагали конвертацию всех прав требований в акционерный капитал проекта, но ВЭБ это не устроило. Кредитор уже проходил историю с залогом акций головной компании, но это ситуацию не спасло.
В 2010 году в обмен на кредит в 15 млрд руб. ВЭБ получил 100% нидерландской M&IG, на тот момент головной структуры КТЗ. Но в марте 2016 года после перевода КТЗ в российскую юрисдикцию акции были возвращены владельцам.
Сам ВЭБ предложил схему, предполагающую погашение части долга акциями предприятий военного дивизиона КТЗ, который предлагается выделить из концерна.
В дальнейшем, как ожидается, будет заключено опционное соглашение с "Ростехом" на продажу акций этих предприятий, а оставшаяся задолженность перед ВЭБом может быть реструктурирована сроком на 15 лет на льготных условиях.
Кроме того, ВЭБ готов предоставить головной компании 1,5 млрд руб. для погашения просроченной задолженности по налогам и выдать гарантию на 3,3 млрд руб. в пользу Промсвязьбанка на пополнение оборотного капитала концерна.
О возможности привлечения "Ростеха" к оздоровлению КТЗ его владельцы сообщили в письме Дмитрию Медведеву, предложив рассмотреть возможность предоставления бридж-кредита "Ростеху" на 9,6 млрд руб. уже в августе с учетом критической ситуации на предприятиях.
Авторство схемы с разделением КТЗ на дивизионы принадлежит "Ростеху", говорит чиновник в одном из профильных ведомств. Но госкорпорацию, по его данным, интересует только военный дивизион.
"Ростех" не хочет брать в управление гражданские активы, объясняя это отсутствием кооперационных связей и источников финансирования для их вывода на безубыточность. Обсуждается два варианта передачи "Ростеху" военных активов КТЗ — в управление или же в качестве имущественного взноса РФ в капитал.
Владельцы концерна против раздела не возражают, но настаивают на сохранении за ними блокпакета в гражданском дивизионе. При этом сценарии гражданский дивизион мог бы отойти в собственность РФ, но против выступает Росимущество.
Его глава Дмитрий Пристансков в ходе дискуссии заявил о нецелесообразности передачи РФ гражданских активов КТЗ "ввиду их убыточности и отсутствия интересантов в получении их в управление".
"Предложения (по финансовому оздоровлению КТЗ) представлены, но решение пока не принято",— заявили в ВЭБе.
Источник, близкий к "Ростеху", говорит, что госкорпорация заинтересована и готова заняться оздоровлением военного сегмента КТЗ, эти предприятия находятся в кооперации с предприятиями "Ростеха" в рамках выполнения гособоронзаказа.
Источник в Минэкономики добавил, что к обсуждению судьбы КТЗ решено привлечь Минфин и Минпромторг.