По данным газеты «Коммерсант», 13 января 2016 года входящие в «Мечел» АО «ХК „Якутуголь“» и ООО «Нерюнгринская автобаза» создали ООО «Эльга-Дорога» (99% долей — у «Якутугля»). В новую компанию предполагается передать железную дорогу Улак—Эльга (321 км), соединяющую Эльгинское угольное месторождение с БАМом.
Сейчас дорога, а также лицензия на Эльгу (запасы — свыше 2 млрд тонн коксующегося угля) принадлежит ООО «Эльгауголь» (99,99% — у «Якутугля»). Предположительно, основная цель выделения дороги — ее последующая продажа, и ставка делается на ОАО РЖД. До этого дорога будет в залоге у Газпромбанка (ГПБ, крупнейший кредитор компании, долг — $1,8 млрд).
В июле 2015 года источники "Коммерсанта" рассказывали, что ГПБ может профинансировать выкуп Эльги для расчетов «Мечела» со Сбербанком (долг — $1,267 млрд). В ноябре глава ВТБ (долг «Мечела» — $1,07 млрд) Андрей Костин заявлял, что, по всей вероятности, Эльгу выкупит ГПБ, а ВТБ может поучаствовать в сделке. Это нужно, чтобы частично погасить долг компании перед Сбербанком, который грозил ей банкротством.
Ранее ВТБ был готов кредитовать ОАО РЖД под выкуп дороги. В конце декабря вице-премьер Аркадий Дворкович, возглавляющий совет директоров монополии, говорил, что у ОАО РЖД «нет финансовых возможностей» для сделки, но 20 февраля он же сказал, что стороны ведут «активные переговоры». При этом источники «Коммерсанта» говорят, что ВТБ вышел из сделки по Эльге из-за «пробуксовывания» переговоров по дороге с ОАО РЖД.
По данным газеты «Коммерсант», в ГПБ настаивают на контрольном пакете, а в «Мечеле» не готовы отдавать его (по данным источников «Ведомостей», речь идет о 49%). При этом ГПБ не хочет наращивать долгосрочные кредиты «Мечелу» либо долго оставаться совладельцем «Эльгаугля» и рассматривает различные варианты, в том числе выкуп доли в проекте по репо, рассказывают собеседники „Ъ“.
ГПБ до последнего искал стратегического инвестора на месторождение, но не нашел его ни в России, ни за рубежом. До создания ООО «Эльга-Дорога» потенциальных инвесторов в проект отпугивало и то, что его оценка «Мечелом» во многом строилась исходя из понесенных затрат, а 80% пришлось именно на строительство дороги (70 млрд руб.).
В 2014 году при средневзвешенном курсе 38 руб./$ «Мечел», по данным Moody's, оценивал Эльгу в $5 млрд при затратах около $2,5 млрд. С учетом девальвации рубля и падения цен на уголь в ноябре 2015 года аналитики оценивали Эльгу уже в $1–1,3 млрд.
Продажа железной дороги была и одним из отлагательных условий по дальнейшему кредитованию Эльги ВЭБом (должен предоставить свыше $2 млрд на рост добычи до 20 млн тонн в год). «ВЭБ в первую очередь ждет разрешения ситуации с кредиторской задолженностью „Мечела“ перед другими банками»,— сказал его представитель.