«МегаФон» внесет в нее часть принадлежащего ему пакета Mail.ru Group — 11,5 млн акций класса А, то есть 5,23% экономической и 58,87% голосующей доли в интернет-холдинге. В обмен дочерняя «МегаФону» Lefbord Investments Ltd получит 45% МФТ.
Газпромбанк приобретет 35% новой компании, «Ростех» — 11%, USM — 9%. Вся МФТ в ходе сделки будет оценена в $450 млн. Таким образом, Газпромбанк заплатит $157,5 млн, «Ростех» — $49,5 млн., USM — $40,5 млн.
Условия сделки аналогичны выкупу «МегаФоном» 15,2% Mail.ru Group у USM (о сделке было объявлено в декабре 2016 года) и предполагают премию 29% к рыночной цене, отмечают источники.
В «Ростехе» подтвердили участие в сделке: она вписывается в стратегию развития корпорации, в приоритете которой — выход на быстрорастущие гражданские рынки.
«Одно из направлений нашей работы — прямые и портфельные инвестиции совместно с частными партнерами в перспективные высокотехнологичные проекты, где могут быть использованы в том числе наши компетенции в области разработки и внедрения цифровых технологий»,— уточнил источник, близкий к госкорпорации.
Сделка позволит «МегаФону», который получит по ее итогам $247,5 млн., окупить часть инвестиций в Mail.ru Group и сократить долговую нагрузку. Стоимость акций с момента их покупки «МегаФоном» существенно выросла.
Так, 7 мая 2018 года капитализация Mail.ru Group составляла около $6,5 млрд., тогда как в декабре 2016 года — $3,9 млрд. За 11,5 млн. акций класса А и 21,9 млн. обыкновенных акций Mail.ru Group (всего 15,2% уставного капитала, или около 63,8% голосующих акций) «МегаФон» заплатил $640 млн. в момент закрытия сделки и еще $100 млн — через год. По словам информированных источников, продавать оставшиеся у него 10% Mail.ru Group оператор не планирует.
По итогам сделки Mail.ru Group получит доступ к кредитным ресурсам Газпромбанка и предложит пользователям банковские продукты в цифровом виде, говорит один из источников.
«Самое понятное и простое — переводы денег, но интереснее делать кредитование. Mail.ru Group держит за собой безусловное лидерство в соцсетях, компания знает все о своей клиентской базе и, таким образом, может предложить пользователю кредитную линию на условные 20 тыс. руб.
Фактически это замена кредитной карты — можно будет в цифровом виде получить и использовать кредит. Так делают многие китайские игроки — Alibaba Group, Tencent»,— объясняет собеседник.
Газпромбанк привносит в партнерство банковско-финансовую экспертизу, возможности кросс-продаж финансовых продуктов и дает доступ к продажам нефинансовых продуктов клиентам банка, уточняет другой источник.
В рамках нового партнерства «МегаФон» также планирует создавать программные продукты для цифровизации работы крупных компаний и развивать решения на базе блокчейна, добавляет один из источников:
«Самым важным проектом станет создание финансовой цифровой платформы. На ее основе стороны будут развивать высокотехнологичные сервисы: платежные, кредитные и другие цифровые продукты».
Для этого «МегаФон», Mail.ru Group, USM и Газпромбанк планируют создать еще одну компанию — Digital JV. Также партнеры намерены сформировать совместный инвестиционный фонд для вложений в технологические компании, его объем и другие параметры еще не определены.
У USM, «Ростеха» и Газпромбанка уже есть опыт совместной деятельности. Так, USM и банк владеют крупными пакетами акций «МегаФона» (56,3% и 19% соответственно), а «Ростех» имеет непрямое владение в операторе через подконтрольный USM холдинг Garsdale.
Консолидация отраслей и стремление максимально охватить потребности клиента в одной экосистеме — мировая тенденция, говорит источник, близкий к участникам сделки.
«Примерами такой конвергенции и взаимопроникновения в смежные сектора можно считать японский SoftBank, китайские Tencent, Baidu и Alibaba, в России — "Яндекс" и Сбербанк, вложивший 30 млрд руб. в СП с "Яндекс.Маркетом". Теперь создается второй такой альянс для конкуренции со Сбербанком и "Яндексом"»,— добавил он.
У сложившегося девять лет назад альянса Сбербанка и «Яндекса» была и еще одна задача: речь шла в том числе о защите интересов государства. Возможно, этот аспект присутствует и в сделке по Mail.ru Group.