Глава российской Metro Cash & Carry Питер Бооне решил, что делать с гипермаркетом Real в Котельниках, выпавшим из сделки по продаже сети французской Auchan. Российская «дочка» германской Metro Group в четвертом квартале 2013 года официально возьмет его в управление и оставит прежнюю вывеску. Гипермаркет не сменит вывеску на Metro, специализация на розничных продажах останется прежней. Таким образом, он останется единственным магазином под такой вывеской во всей Восточной Европе.
В декабре прошлого года французская Auchan Group купила у немецкой Metro Group 91 гипермаркет Real в странах Восточной Европы. Стоимость сделки оценивалась примерно в €1,1 млрд. Чуть позже стало известно, что ФАС в своем предписании указала, что в сделку не может войти один из подмосковных магазинов сети — Real в Котельниках, иначе французы превысили бы 25-процентный порог доминирования. Все магазины Real, которые купила Auchan, сменят вывеску. Сейчас ритейлер в середине процесса ребрендинга приобретенных магазинов. Семь уже открылись под вывеской Auchan, окончательно процесс переименования завершится к ноябрю.
История показывает, что в подобных случаях неугодный ФАС магазин все равно покупается, а затем сдается в аренду или продается другой компании, как это было, например, в сделках X5 Retail Group по покупке «Копейки» в 2010 году и ГК «Дикси» в слиянии с «Викторией» годом позднее. Первоначально, головная Metro Group была намерена продать этот гипермаркет. В числе претендентов на покупку назывались компании «Лента» и «О’Кей», работающие в аналогичном формате. В «О’Кей» рассказали, что один гипермаркет им был не интересен. «Нам предлагали этот объект в рамках всей сделки продажи», — рассказал представитель сети Артем Глущенко.
Вероятно, Metro C&C решила не менять вывеску гипермаркета по нескольким причинам. Во-первых, локация высококонкурентная: точка самого Metro есть по соседству в поселке Томилино, рядом расположен гипермаркет «Лента». Во-вторых, эта точка была одной из самых успешных в сети, плюс потребитель привык к названию Real. Перед сделкой с Auchan Real в Котельниках (общая площадь около 30 тыс. кв. м) был выделен в отдельное юридическое лицо.
Сеть гипермаркетов real,- была образована в 1992 году в Германии в результате слияния нескольких крупных ритейлеров. Сегодня сеть представлена в Европе более чем 430-ю гипермаркетами, более 340 из которых находятся в Германии, остальные расположены в Польше, Румынии, Турции, России и Украине.
В России сеть была «Реал» представлена 16-ю гипермаркетами, четыре из которых были расположены в Москве и московской области, один - в Санкт-Петербурге и по одному - в Липецке, Волгограде, Казани, Ярославле, Нижнем Новгороде, Саратове, Иванове, Тольятти, Тамбове, Ростове-на-Дону и Ижевске. Общая торговая площадь сети «Реал» составляла 145 500 м2. Гипермаркеты «Реал» следовали принципу «Все покупки под одной крышей». В сети гипермаркетов можно было приобрести любые товары повседневного спроса: от продуктов питания до электротоваров и одежды.
«Реал» работал в единственном формате - гипермаркет - со средним размером торговых площадей 8 500 м2 и ассортиментной матрицей в 40 тысяч артикулов. Соотношение продовольственных к непродовольственным товарам составляло, как правило, 80% к 20%, из них 80% товаров - российского производства, а 20% составлял экспорт из Германии, Румынии, Польши, Турции. Выручка сети гипермаркетов «Реал» в 2011 году выросла на 19,7% по сравнению с предыдущим годом (€634 млн.) и составила €722 млн.
Генеральный директор компании «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров оценивает актив в $40—$50 млн. Он также считает, что ребрендирование Real в Котельниках исходя из локации и площадей могло бы оказаться экономически неэффективным. Однако, по его мнению, решение передать его в управление Metro вынужденное и не окончательное. «Полагаю, Metro Group собиралась его продать, но не сошлась в цене с покупателем», — говорит г-н Бурмистров. По мнению эксперта, намеренно держать отдельный формат ради одного магазина было бы трудно.