По данным газеты «Коммерсант», НОВАТЭК и «Росатом» будут совместно развивать ледокольный флот на сжиженном газе. Соглашение о намерениях по созданию СП на Восточном экономическом форуме 12 сентября 2018 года подписали главы компаний Леонид Михельсон и Алексей Лихачев.
Стороны договорились о сотрудничестве в разработке, финансировании и реализации проекта по созданию флота СПГ-ледоколов, судов портового флота и снабжения. «У НОВАТЭКа есть успешный опыт работы с "Росатомом" по обеспечению ледокольной проводки газовозов проекта "Ямал СПГ"»,— отметил господин Михельсон.
После ввода «Ямал СПГ» НОВАТЭК стал крупнейшим грузоотправителем на Севморпути, сейчас в основном проводку судов здесь ведут атомные ледоколы входящего в госкорпорацию ФГУП «Атомфлот». Но в «Росатоме» о соглашении официально не объявили и дополнительных пояснений не дали.
Как пояснил зампред правления НОВАТЭКа Лев Феодосьев, по результатам соглашения будет создана рабочая группа и до конца года приняты решения. «Мы также должны будем обсудить формы сотрудничества и финансирования»,— пояснил он, добавив, что будет оцениваться серия до четырех ледоколов.
Об идее «Атомфлота» построить четыре СПГ-ледокола по 40 МВт для работы в Карском море и канале порта Сабетта («Ямал СПГ») стало известно год назад. Но в мае на ПМЭФ-2018 Леонид Михельсон не исключил, что НОВАТЭК будет самостоятельно строить такой флот.
В июне 2018 года «Атомфлот» заказал у финской Aker Arctic Technology разработку тендерного проекта СПГ-ледоколов, а в начале сентября стало известно, что есть возможность увеличения их мощности до 45 МВт. Источники в судостроительной отрасли оценивали стоимость судна в €250 млн.
«Мы бы тогда имели три ЛК-60, три «Лидера» для тяжелой части Арктики, и можно было бы сделать вспомогательные ледоколы на СПГ, чтобы закрывать ими Карское и Чукотское моря», - Вячеслав Рукша, тогда гендиректор «Атомфлота», о планах по развитию ледокольного флота, 29 сентября 2017 года.
Эксперты и источники отмечали, что в рамках выбранного НОВАТЭКом курса на сокращение транспортно-логистических издержек необходимо просчитать выгоду и риски двух вариантов — строить ледоколы самостоятельно, не имея компетенций в управлении флотом, или в рамках сервисного контракта платить «Атомфлоту» за обслуживание судов и кредит, взятый на строительство.
Вторая схема действует в проекте «Портофлот» с 2014 года: «Атомфлот» и «Ямал СПГ» заключили договор на оказание комплекса услуг четырех буксиров и портового ледокола до конца 2040 года с возможностью его продления еще на десять лет. Аналогичный портовый флот потребуется НОВАТЭКу и для следующего проекта «Арктик СПГ».
Основным претендентом на строительство СПГ-ледоколов «Атомфлота» источники в судостроительной отрасли называли входящий в ОСК Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) в кооперации с финской Arctech Helsinki Shipyard.
Собеседники также не исключали, что запрос на коммерческое предложение может получить и строящаяся в Приморье «суперверфь» «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка).
Леонид Михельсон рассказал, что весной 2018 года «Звезда» в ответ на запрос «Атомфлота» на возможность размещения заказа на четыре буксира и портового ледокола сообщила, что сможет построить ледокол не раньше 2027–2028 года.
«Нас это не устраивает»,— отметил глава НОВАТЭКа. Но в начале сентября 2018 года «Звезда» уведомила «Росатом», что отзывает письмо и готовит другое предложение, уточнил господин Михельсон. «Мы его ждем, будем рассматривать»,— добавил он.
Источник в отрасли отмечает, что возможности построить СПГ-ледоколы сегодня есть либо на «ленинградском кластере» ОСК в Петербурге, либо на «Звезде», но основные вопросы — сроки и цена.
Следует учитывать загруженность предприятий корпорации, говорит собеседник, ВСЗ загружен рыболовными судами, а Arctech Helsinki в нездоровом финансовом состоянии, поэтому раньше 2023 года поставка этих ледоколов с верфей ОСК вряд ли возможна.
Размещение заказа на «Звезде» напрямую зависит от темпов строительства самой верфи, пилотная загрузка предприятия не предполагает сдачу дополнительных судов ранее 2025 года, заключает источник.