По данным газет «Коммерсант» и «Ведомости», не найдя сторонних покупателей на Находкинский морской торговый порт ("Евраз НМТП"), Evraz продает его основным акционерам.
Evraz договорилась о продаже "Евраз НМТП" за $354,4 млн c кипрской Lanebrook Limited, через которую металлургическую компанию контролируют Роман Абрамович, Александр Абрамов, Александр Фролов и Евгений Швидлер (совокупно у них 63,79% акций Evraz).
Независимые акционеры должны проголосовать по поводу сделки 23 мая, ее закрытие ожидается 15 июня. Чистый доход для Evraz в таком случае составит $295 млн., которые пойдут на снижение долга (на конец 2016 года — $4,8 млрд.).
В рамках сделки Evraz и НМТП также заключили пятилетнее соглашение, по которому холдинг обязался поставлять в порт уголь и металл для перевалки в определенных объемах.
«Сделка привлекательна как в финансовом, так и в стратегическом аспекте: позволит Evraz продолжить оптимизацию портфеля активов, сконцентрироваться на профильных видах деятельности и получить текущую стоимость порта», – сообщает пресс-служба холдинга.
Evraz консолидировала Находкинский порт в 2003-2007 годах, его мощности позволяют выгружать до 500 вагонов в сутки. В 2016 году грузооборот порта составил около 10 млн. тонн угля и металлов.
Основные клиенты — Evraz и "Сибуглемет", который управляется Evraz, но, предположительно, принадлежит структурам, близким к ВЭБу: в 2016 году на них пришлось 66% и 22% перевалки соответственно. Чистая прибыль "Евраз НМТП" за 2016 год — $44,5 млн. (в 2015 году — 3,3 млрд. руб. по РСБУ).
Продажа "Евраз НМТП" "купирует для Evraz среднесрочные риски, связанные с владением стивидорной компанией в условиях потенциально избыточного предложения услуг по перевалке на Дальнем Востоке РФ в результате реализации в ближайшие годы новых проектов". Также она позволит "высвободить значительные средства" и "сократить расходы на модернизацию оборудования".
Evraz, несколько лет искавшая покупателей на порт, осенью 2016 года оценивала его в 4,5-5 EBITDA, или в $275-300 млн с обязательным условием долгосрочного контракта на перевозку грузов компании на условиях take-or-pay.
Среди претендентов называли экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина, экс-совладельца Evraz Александра Катунина, совладельца "Новапорта" Романа Троценко, группу "Сумма" Зиявудина Магомедова, "Кузбассразрезуголь", Global Ports, ГК "Дело" Сергея Шишкарева и компании из КНР и Казахстана.
Ряд претендентов считали цену завышенной, но Evraz поступали предложения до $300 млн. Почему акционеры Evraz оказались щедрее, в отрасли предположить не берутся.
Источники говорят, что инициатива по сделке исходила от Invest AG Александра Абрамова и Александра Фролова, которая инвестирует в ряд проектов с Millhouse Романа Абрамовича. Так, партнеры владеют 6,5% "Норникеля", 26,6% Highland Gold Mining, 57,8% лесопромышленного холдинга RFP Group, 34% "Азбуки вкуса".
В RFP Group входит Амурское пароходство, и на его основе Invest AG начала развивать портовый холдинг, купив в 2016 году у "Норникеля" контрольный пакет Архангельского морского торгового порта.
Покупка "Евраз НМТП" укладывается в стратегию Invest AG по портовым активам, а для Evraz важно, чтобы соблюдалась логистическая безопасность. В сообщении Evraz указывается, что с портом заключен пятилетний контракт на "определенные объемы и по определенным тарифам".
Highland Gold Mining
Millhouse Capital
Азбука вкуса
Архангельский морской торговый порт
Евраз групп
Евраз Находкинский морской торговый порт (Евраз НМТП)
Угольная компания Кузбассразрезуголь
Новапорт
Новороссийский морской торговый порт (НМТП)
Норильский никель
Сибуглемет
Сумма Капитал
Троценко Роман
Шишкарёв Сергей
Сергей Дарькин
Правительство Приморского края
Александр Григорьевич Абрамов
Александр Катунин
Александр Владимирович Фролов
Амурское пароходство
Группа Дело
Евгений Швидлер
Роман Аркадьевич Абрамович
Russia Forest Products (RFP)
Invest AG
В сумме сделки $339,7 млн составляет стоимость НМТП, остальное – погашение его долга и компенсация дивидендов, продажа принесет Evraz $295 млн чистыми поступлениями (после вычета налогов, операционных сборов и прочих сопутствующих расходов), этот доход будет главным образом направлен на снижение долга.
У Evraz по-прежнему высокая долговая нагрузка, его чистый долг на конец 2016 г. снизился до $4,8 млрд, или 3,1 EBITDA, на конец 2015 г. был 3,8 EBITDA, говорит аналитик «Уралсиб банка» Денис Ворчик.
«Стоимость продажи не ниже, чем определена независимым оценщиком, и объективно превышает ряд предложений, которые поступили от других потенциальных претендентов», – говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
По различным мультипликаторам оценка выглядит адекватной, хотя превышает мультипликаторы торгующегося Новороссийского морского торгового порта (крупнейший портовый холдинг в России), согласен Ворчик.
«Покупатель получает качественный актив, порт при наличии стабильной грузовой базы – это привлекательный бизнес, генерирующий хороший денежный поток», – говорит аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин.
С учетом зафиксированных условий по тарифам и объемам перевалки грузов на пять лет покупателю порта будет обеспечен уровень доходности, существенно превышающий большинство рыночных инструментов, а для Evraz соглашение о перевалке нивелирует риски роста логистических издержек, добавляет Бурмистров.
К тому же ФАС России сейчас оказывает значительное давление на стивидорные компании с точки зрения тарифов, поэтому продажа публичной компанией актива, который несет значительные регуляторные риски, представляется обоснованной, считает Бурмистров.
Ирина Ализаровская из Raiffeisenbank полагает, что за первое полугодие 2017 года финансовое положение Evraz улучшится за счет высоких цен на уголь, а чистый долг компании и без учета продажи Находки снизится до 2,5 EBITDA с 3,1 на конец 2016 года. Поэтому, говорит аналитик, острой потребности в деньгах у Evraz нет.
Источник среди бывших претендентов на порт слышал, что идея продажи порта связана с желанием выплатить дивиденды. Старший вице-президент Evraz Алексей Иванов в марте говорил инвесторам, что компания может выплатить спецдивиденды при реализации активов, но в приоритете снижение чистого долга до 2 EBIDTA.
Денис Ворчик из "Уралсиба" добавляет, что сейчас рентабельность стивидоров на высоком уровне, спрос на эти услуги на Дальнем Востоке достаточно велик, что приводит к росту предложения.
Так, Global Ports недавно объявила о планах по расширению своих мощностей по перевалке угля в регионе. Среди рисков стивидоров аналитик называет регуляторные инициативы ФАС, а также не видит возможностей синергии между Архангельским и Находкинским портами.