Владимир Лисин спешит консолидировать «Первую грузовую компанию» (ПГК) и предлагает выкупить у РЖД блокирующий пакет акций оператора за 45 млрд руб. РЖД ничего больше не остается, кроме как согласиться на продажу бумаг. Предложение от ПГК РЖД получили 30 мая и дадут свой ответ в течение недели. Правда, монополии еще предстоит согласовать сделку с правительством. Владимиру Лисину уже принадлежит 75% минус две акции ПГК. В конце прошлого года «Независимая транспортная компания» (НТК, входит в UCL Holding Владимира Лисина) в результате победы на аукционе получила эти акции за 125,3 млрд руб.
Сумма, которую сейчас г-н Лисин предлагает за 25% ПГК, определялась исходя из аукционной стоимости с учетом небольшой премии (около 7—8%). Сделку планируется финансировать за счет заемных средств, которые НТК привлечет в «Сбербанке» и ВТБ. После консолидации «Первой грузовой компании» Владимир Лисин планирует передать ей активы НТК.
Одобрение данной сделки правительством необходимо в связи с некоторыми особыми обстоятельствами. Таким особым обстоятельством может стать возможность для РЖД привлекать парк ПГК в случае возникновения такой потребности на рынке. Это так называемое соглашение о поведенческих условиях. Хотя сейчас парк РЖД обеспечивает в основном «Вторая грузовая компания», железнодорожная монополия таким образом решила обезопасить себя от возможной нехватки вагонов.
Других согласований сделки с федеральными органами не понадобится. Ранее глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявлял, что его ведомство не возражает против покупки структурами г-на Лисина еще 25% акций ПГК. «Там ничего с точки зрения конкуренции не меняется», — сказал глава ФАС.
ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) - крупнейший оператор железнодорожных перевозок в России. Компания была образована в июле 2007 года, с ноября того же года приступила к самостоятельному управлению вагонным парком. В декабре появились первые филиалы компании в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иркутске, Новосибирске и Ростове-на-Дону, а к весне 2008 года филиальная сеть сформировалась полностью.
В настоящее время в структуре ПГК 14 филиалов, осуществляющих обслуживание клиентов по сети железных дорог практически на всей территории России. На территориях Украины и Финляндии интересы ПГК представляют компании «ПГК в Украине» и Freight One Scandinavia.
ПГК предоставляет полный комплекс услуг по транспортировке грузов. Свыше 80 % наших клиентов - ведущие отраслевые предприятия страны. Эффективную работу компании обеспечивают 3800 сотрудников. В 2011 году ПГК перевезла более 284,4 млн тонн грузов, доля компании в объеме грузоперевозок России превышает 20 %.
В настоящее время ПГК входит в UCL Rail - железнодорожный дивизион международной транспортной группы Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding).
Держать пакет «Первой грузовой компании» для РЖД просто нет смысла, ведь акции оператора больше не приносят компании инвестиционного дохода, прокомментировал Константин Юминов. Будучи «дочкой» железнодорожного монополиста, ПГК исправно платила щедрые дивиденды, но, перейдя под контроль структур Владимира Лисина, компания изменила свою дивидендную политику. Как рассказал источник, знакомый с ситуацией, совет директоров ПГК рекомендовал акционерам не выплачивать им дивидендов по итогам 2011 года.
По словам Олега Букина, приобретение оставшихся у РЖД 25% акций «Первой грузовой компании» нужно, «чтобы иметь возможность при необходимости выйти на IPO и заниматься развитием компании». ПГК планирует подготовиться к IPO к середине 2013 года, пояснил он. При этом он не уточнил, какой размер пакета компания может предложить рынку. По оценкам Константина Юминова, ПГК может разместить от 10 до 20% своих акций.