На фоне дефицита средств на обновление инфраструктуры ОАО РЖД рассматривает возможность покупки почти за €1 млрд 75% акций логистического оператора автоконцерна PSA Peugeot Citroen — компании GEFCO. Ежегодно монополия пытается добиться максимальной индексации грузовых тарифов, а также получает субсидии на дальнее и пригородное пассажирское сообщение. Дефицит средств инвестпрограммы до 2015 года РЖД оценивает минимум в 400 млрд руб.
ОАО РЖД может принять участие в конкурсе на приобретение GEFCO. Предложения о покупке GEFCO уже подали Axa Private Equity, PAI Partners, Pamplona и Bain Capital. Также в списке претендентов назывались инвестфонды Apollo Management и CVC Capital Partners.
До 5 сентября монополия должна сформировать и отправить в PSA обязывающее предложение о покупке. После сбора заявок в закрытом режиме PSA выберет победителя, который получит эксклюзивное право на покупку GEFCO на оговоренных условиях. Сама сделка может быть закрыта до конца года.
PSA продает GEFCO в рамках программы избавления от непрофильных активов из-за сложной финансовой ситуации. В 2011 году операционные убытки автоконцерна составили €92 млн, в этом году продолжилось сокращение объемов продаж и доли рынка. PSA уже продал свою штаб-квартиру в Париже (за €245 млн), остановил реализацию ряда производственных проектов.
В презентации для совета директоров ОАО РЖД говорится, что покупка одного из ведущих европейских поставщиков комплексных интегрированных логистических услуг окажет положительное влияние на глобальную конкурентоспособность российской экономики. Среди конкретных последствий этой сделки перечисляется возможность применения широкого круга современных логистических решений для российских компаний по всему миру и повышения конкурентоспособности холдинга ОАО РЖД на мировом рынке. Задача РЖД — получить качественные компетенции в логистическом бизнесе. Ее можно решать либо выращивая свои кадры десятилетия, либо купив кого-то из крупных игроков.
Компания GEFCO входит в десятку крупнейших логистических компаний Европы. GEFCO является ведущим мировым поставщиком интегрированных логистических услуг для промышленных предприятий, включая поставки компонентов на заводы, организацию поставок just-in-time, дистрибуцию и хранение готовой продукции по всему миру, а также складские услуги с высокой добавленной стоимостью.
Управляя логистикой для автомобильной промышленности с 1949 года, GEFCO зарекомендовала себя как лидер в этой области и профессиональный поставщик высококачественных логистических услуг. Группа GEFCO входит во французский концерн PSA PEUGEOT-СITROЁN, и около 25% её деятельности направлено на управление логистикой Peugeot-Сitroёn по всему миру.
В настоящее время основной вид деятельности GEFCO - транспортировка комплектующих и готовых автомобилей PSA (в рамках эксклюзивного пятилетнего контракта). Основным рынком является Западная Европа, на ее долю приходится более 75% выручки, остальную часть приносят операции в Латинской Америке и других регионах.
Вторым по величине клиентом GEFCO является General Motors (GM владеет 7% PSA), заключивший в июле контракт на транспортировку автомобилей и компонентов из США на европейские рынки, включая Россию. В GEFCO работают больше 10 тыс. человек. Выручка компании в 2011 году составила €3,8 млрд, операционная прибыль — €223 млн.
Источник на транспортном рынке сомневается в эффективности сделки. «ОАО РЖД переоценивает компанию, 75% GEFCO стоят около $650-750 млн, так как актив не самый хороший и не может оцениваться по высокому мультипликатору»,— говорит он. Среди других проблем — отсутствие у компании крупных активов. GEFCO владеет автотранспортом и складскими сетями, которые расположены в основном во Франции, 80% основных средств взято в аренду или лизинг.
Кроме того, компания сильно зависит от контракта с PSA, условия по которому могут пересматриваться, а в основе ее большого штата — граждане Франции. «В текущей политической ситуации их увольнение, что будет необходимо для увеличения рентабельности, грозит большими проблемами. Вместо покупки компании за €1 млрд можно было бы просто перекупить 50-100 основных менеджеров»,— полагает источник.