ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) считает преждевременным решение правительства о сокращении госдоли в ее капитале в 2014-2016 годах. По поручению Минпромторга ОАК приступает к разработке концепции собственной приватизации, предполагающей перенос ее сроков на 2020 год. К этому моменту ОАК планирует превратиться в привлекательный для инвесторов многопрофильный холдинг.
Предварительно обсуждавшийся вариант с привлечением в ОАК стратегического инвестора в лице «Ростеха» (ранее — ГК «Ростехнологии») не нашел поддержки в самой госкорпорации. Напомним, что утвержденный прошлым летом план приватизации крупных госактивов на период до 2016 года предусматривает сокращение доли РФ в ОАК до 50% плюс одна акция.В самой ОАК не скрывают, что лоббировали перенос сроков собственной приватизации.
Поиск оптимального решения по приватизации ОАК правительство ведет с середины прошлого года. Это крайне сложный госактив: за три последних года ее капитализация упала в четыре раза. И вряд ли в ближайшее время на акции ОАК будет ажиотажный спрос, особенно с учетом репутационных рисков, которые несет корпорация в связи с запуском проекта Sukhoi SuperJet 100.
Напомним, что в начале феврале выяснилось, что у «Аэрофлота» есть претензии к уровню надежности лайнера, который авиакомпания эксплуатирует с середины 2011 года. В 2012 году на десять воздушных судов SSJ-100 (8% самолетного парка «Аэрофлота») пришлось 40% всех инцидентов, связанных с отказами авиационной техники. Неделю спустя Росавиация приостановила действие сертификата летной годности четырех SSJ-100 из парка «Аэрофлота» из-за выявленных неисправностей. Сертификаты были возобновлены через несколько дней.
Открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») создано в соответствии с указом Президента РФ от 20 февраля 2006 г. №140 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная авиастроительная корпорация». Регистрация Корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября 2006 г. Общество учреждено Российской Федерацией путем внесения в его уставный капитал государственных пакетов акций авиационных предприятий (согласно Приложению 1 к Указу Президента РФ №140 от 20 февраля 2006 г.), а также частными акционерами ОАО «Корпорация «Иркут».
Приоритетными направлениями деятельности ОАО «ОАК» и входящих в Корпорацию компаний, являются: разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и Приоритетными направлениями деятельности ОАО «ОАК» и входящих в Корпорацию компаний, являются: разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения. Корпорации принадлежат доли более чем в 20 компаниях авиационной отрасли, обеспечивающих полную производственную цепочку. В частности, ОАК контролирует компанию «Сухой» (89,6%), корпорацию «Иркут» (95,33%) и ОАО «Туполев» (95,52%). Портфель заказов — около $50 млрд. Капитализация — $1,05 млрд.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Карабаев и партнеры» Сергей Карабаев считает нелогичным привлечение ГК «Ростех» к сделке по приватизации ОАК. «Специализация «Ростеха» — управление проблемными активами с целью их последующей продажи. Но ОАК фактически сама выступает в роли УК в отношении входящих в нее авиапредприятий и КБ»,— отмечает эксперт.