По данным газеты «РБК daily», «Люксор», еще год назад считавшаяся шестой по количеству залов киносетью страны, к январю 2019 года потеряла контроль над большей частью кинотеатров, свидетельствуют данные исследовательской компанией «Невафильм Research».
В январе 2018 года «Люксор» управляла 21 кинотеатром, к январю 2019-го три из них закрылись, тринадцать — стали работать под брендами других киносетей, причем шесть — под маркой IceKino.
К оставшимся пяти кинотеатрам «Люксора» уже присматриваются крупнейшие игроки кинотеатрального рынка, утверждают четыре источника РБК. По их словам, объектами интересуются, в частности, объединенная сеть «Синема парк», «Формула кино» и «Киномакс».
Возможность покупки у «Люксора» кинотеатров действительно рассматривалась, но в итоге было решено отказаться от этой идеи, говорит сотрудник одной из киносетей из первой пятерки.
Топ-менеджер другой крупной киносети рассказал РБК, что у «Люксора» «есть интересные активы», но пока идут суды, такие инвестиции высокорискованные. «Но кинотеатры «Люксора» смотрят все», — добавил собеседник РБК.
«Люксор» — одна из старейших киносетей России. Ее первый кинотеатр был открыт в 1998 году. Максимального количества кинотеатров и залов сеть достигла в 2016 году — 23 и 158 соответственно. Почему «Люксор» фактически ушел с кинотеатральной сцены, разбирался РБК.
Развитие на заемные средства.
Провал киносети, по словам собеседников РБК, обусловлен стратегией и приоритетами, которые заложили в основу бизнеса ее совладельцы — Евгений Ленский и Игорь Добровольский.
«Собственники «Люксора» слишком оптимистично смотрели на рост рынка, не прислушивались к мнению тех, кто говорил, что реального роста нет и не предвидится», — утверждает председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин.
Российский бокс-офис за последние десять лет, по подсчетам РБК, вырос более чем в два раза — с 22,3 млрд. руб. по итогам 2009 года до 50,3 млрд. руб. в 2018-м. Но во многом этот рост был обусловлен инфляцией: просто за эти десять лет вдвое подорожали билеты, следует из данных Росстата.
Кому принадлежит «Люксор».
Основная компания киносети — АО «Синемаменеджмент», гендиректором которого значится Евгений Ленский. Владельцем «Синемаменеджмента» ЕГРЮЛ по состоянию на 2007 год называет британскую Glenworht Management LLP, деятельность которой в октябре 2018 года была принудительно приостановлена. Контролируют компанию Кира Ленская и Дмитрий Шмулевич.
Шмулевич является гендиректором таких юрлиц сети, как ООО «Люксор Дистрибьюшн» и ООО «Люксор Фильм» (обе учреждены на паритетных началах Ленским и Добровольским), а также «дочки» «Синемаменеджмента» — ООО «Люксор Синемакс».
«Люксор», по словам Березина, активно развивалась, в том числе на заемные средства российских и зарубежных банков. Но начиная с 2014 года в отношении России стали вводить санкции и, как следствие, указывает Березин, владельцы «Люксора» утратили возможность перекредитоваться.
Кроме того, у киносети были проблемы с прокатчиками, напоминает главный редактор Kinodata.pro Сергей Лавров.
Начиная с 2015 года киносеть, по его словам, перестала расплачиваться с главными дистрибьюторами — те отказались поставлять ей кассовые блокбастеры, и «Люксору» пришлось перейти на менее популярные у зрителей релизы независимых дистрибьюторов, что не могло не сказаться на кассовых сборах сети.
Как правило, кинотеатры отдают дистрибьюторам 10–15% кассовых сборов фильма, 35–40% достаются продюсерам, а оставшиеся 50% оставляют себе.
По итогам 2015 года АО «Синемаменеджмент», основная компания сети, впервые с момента своего основания в 2007 году получила убыток от основной деятельности — 111,8 млн. руб. при выручке 925,7 млн. руб., свидетельствует база СПАРК.
В следующие два года компания также фиксировала убыток от основной деятельности — 30,5 млн. руб. в 2016-м при выручке 831,5 млн. руб. и 34,5 млн. руб. в 2017-м при выручке 820,5 млн. руб. Данных за 2018 год еще нет.
Продюсерские амбиции.
Владельцы «Люксора» тратили деньги на кинопроизводство, очевидно, изымая их из оборота, предполагает Березин.
Ленский и Добровольский, по информации «Кинопоиска», были продюсерами двух лент — триллера «Владение 18» (вышел в прокат 2013 году) и анимационного фильма «Фиксики. Большой секрет» (2017 год). Помимо этого Добровольский был также сопродюсером мелодрамы «Москва. Я терплю тебя», вышедшей в прокат в 2016 году.
И «Владение 18», и «Москва. Я терплю тебя» провалились в прокате. Заявленный производственный бюджет первого фильма равнялся 35 млн. руб. при кассовых сборах в России 10,2 млн. руб., второго — 40 млн. и 3,4 млн. руб. соответственно. Успешными были только «Фиксики»: при производственном бюджете 200 млн. руб. фильм собрал в прокате 418 млн. руб.
Личные банкротства.
Не дождавшись от сети погашения долгов, кинопрокатчики пошли в суд. С исками к структурам «Люксора» обращались, в частности, такие крупные дистрибьюторы, как «Централ Партнершип» и «Каропрокат», следует из базы «Электронное правосудие».
К примеру, в октябре 2016 года «Централ Партнершип» потребовала через суд от структуры «Люксора» — ООО «Кинолюкс» — 5,3 млн. руб. за предоставление лицензии на показ фильмов «Экипаж», «Черепашки Ниндзя» и др.
В итоге сеть основную часть долга погасила и стороны заключили мировое соглашение. Однако чаще всего суд выносил решения о взыскании задолженности.
Финансовые претензии арендодателей, судившихся с компаниями «Люксора», были более существенными. В частности, в июне 2016 года суд удовлетворил иск сочинского торгового центра «МореМолл» к сети на 35,5 млн. руб.
Основными кредиторами «Люксора» являются латвийский банк Rietumu Banka и МТС Банк, свидетельствует картотека арбитражных дел. 25 декабря 2018-го Rietumu Banka заявил о том, что Евгений Ленский и Игорь Добровольский задолжали банку более 1,9 млрд. руб. Ранее по заявлению МТС Банка в отношении совладельцев «Люксора» были введены процедуры реструктуризации долгов.
По заявлению МТС Банка, который еще в 2012 году выдал сети кредит на 280 млн. руб., также была признана банкротом и одна из структур сети — ООО «Кинолюкс». В отношении АО «Синемаменеджмент» и ООО «Люксор Дистрибьюшн» была введена процедура наблюдения.
В чем, по мнению участников рынка, ошиблись владельцы киносети «Люксор»:
— слишком оптимистично оценивали рост рынка;
— развивались преимущественно на заемные средства;
— испортили отношения с кинодистрибьюторами;
— как продюсеры инвестировали в неудачные кинопроекты.
Кто стоит за сетью IceKino.
Кинотеатры IceKino открылись на площадках, которыми управляло ООО «Кинопром», которое также было признано банкротом, рассказал гендиректор новой киносети Марк Патченский. Он не уточнил условия перехода кинотеатров «Люксора» в управление IceKino.
К созданию IceKino имеет отношение сын бывшего посла Азербайджана в России Рамиза Ризаева и экс-владелец московского кинотеатра «Баку» Гасан Ризаев, сообщил источник РБК на кинотеатральном рынке и подтвердил знакомый Ризаева.
Управляет бизнесом IceKino зарегистрированное в марте 2018 года ООО «Аскино», учредителем которого является Сергей Ромашкин. Он не ответил на вопрос РБК, связан ли с новой киносетью Ризаев, переадресовав все вопросы гендиректору Патченскому. Тот не отрицает, что знаком с Ризаевым, но не комментирует вопрос его участия в капитале компании.
По словам Патченского, сеть IceKino уже перезаключила договоры с арендодателями «Кинопрома» и ведет переговоры с кинодистрибьюторами, в частности уже договорилась с «Централ Партнершип».
Что осталось у «Люксора».
Наиболее интересным из оставшихся активов сети Ленского и Добровольского собеседники РБК на кинотеатральном рынке называют кинотеатр «Люксор IMAX Сочи». В торговом центре «МореМолл», где расположен этот кинотеатр, 5,3 тыс. кв. м арендует ООО «Кинолюкс», договор, согласно данным Росреестра, истекает только в 2043 году.
Турпоток в Сочи растет, отдых там становится круглогодичным, на курорте растет интерес не только к спортивным развлечениям, но и к такому досугу, как поход в кино, объясняет привлекательность кинотеатра в Сочи топ-менеджер крупной киносети.
«Сам торговый центр, где расположен кинотеатр, неплохой, и важно, что это IMAX», — констатирует гендиректор сети «Премьер-зал» Владимир Петелин. Он уточняет, что киносеть анализировала сочинский рынок два года назад и сейчас возможность покупки кинотеатра у «Люксора» там не рассматривает.
Назвать справедливую стоимость «Люксор IMAX Сочи» сложно, так как она зависит от таких факторов, как размер долга и финансовые ожидания оператора торгового центра, указывает Березин.
По его словам, для запуска в Сочи подобного кинотеатра с нуля, с учетом того, что это будет IMAX, понадобится $3–5 млн. Сочинский кинотеатр можно оценить в половину этой суммы, полагает собеседник РБК, изучавший состояние других объектов «Люксора».
По его словам, «ремонт помещений, как при запуске нового кинотеатра, не потребуется, площадки «Люксора» в хорошем состоянии, а вот оборудование в большинстве случаев устаревшее».