По данным газеты «Коммерсант», правительство определилось с условиями продажи пакета «Трансконтейнера», принадлежащего ОАО РЖД (50% плюс две акции).
Как следует из письма главы Минэкономики Максима Орешкина первому вице-премьеру Игорю Шувалову, Минэкономики и Минтранс пришли к выводу о том, что в свете целей продажи, а именно повышения конкурентоспособности российской железнодорожной сети на внутреннем и международном рынках контейнерных перевозок, целесообразно рассматривать в качестве участников конкурса «стратегических инвесторов с наличием соответствующих компетенций либо консорциумы с участием таких инвесторов».
По предложенным квалификационным требованиям участник должен быть российским юрлицом, не входящим в группу ОАО РЖД, его акционером с долей свыше 25% не должны быть РФ, ее субъект или муниципалитет.
Он не должен иметь убытков за последние два полных финансовых года, просроченной задолженности перед бюджетами бюджетной системы РФ и внебюджетными фондами и находиться в процессе ликвидации или банкротства.
Для снижения рисков инвестора и максимизации стоимости предлагается заключить долгосрочное соглашение между инвестором, правительством РФ и ОАО РЖД на 7–10 лет.
В нем должны быть закреплены формула (или процент) индексации тарифов на контейнерные перевозки, гарантии по отсутствию дискриминации со стороны ОАО РЖД при доступе к его инфраструктуре, а также определены обязательства инвестора по развитию контейнерных перевозок, в том числе по их объему и капвложениям в активы «Трансконтейнера», а также ответственность за их исполнение.
Как говорится в проекте доклада Владимиру Путину, для нивелирования возможного увеличения рыночной власти покупателя на контейнерном рынке предлагается установить для «Трансконтейнера» поведенческие условия.
В письме господина Орешкина предлагаются такие варианты: обеспечение равного доступа независимых игроков на открытые терминалы «Трансконтейнера», установление прозрачности образования ставок аренды на платформы и порожнее оборудование компании, установление недопустимости приоритетного порядка в обслуживании грузопотоков на терминалах «Трансконтейнера» и закрепление недопустимости приоритетности составления контейнерных поездов на терминалах или железнодорожных станциях.
В ФАС не дополнили этот список, но ранее замглавы службы Александр Редько говорил, что она «приветствует конкуренцию за актив, но на нем не должно быть монополии — в случае продажи на конкурсе нужно обеспечить возможность ОАО РЖД на оставшихся активах создать своего оператора».
Также, говорил он, для создания конкуренции морским перевозкам ОАО РЖД может дать существенные долгосрочные скидки на инфраструктурный транзит.
Минтранс ранее настаивал на том, чтобы при продаже «Трансконтейнера» его терминалы были проданы; источник, знакомый с ситуацией, говорит, что министерство до сих пор придерживается такой позиции.
С учетом сложного сплетения интересов ОАО РЖД и инвесторов и потенциально сложной системы владения «Трансконтейнером» переговорный процесс будет небыстрым, говорит Денис Ворчик из «Уралсиба».
Гарантии по привязке индексации тарифа на контейнерные перевозки к общесетевой обеспечивают защиту интересов инвестора, а ОАО РЖД важен недискриминационный доступ операторов к активам «Трансконтейнера», добавляет он.
Рынок контейнерных перевозок, замечает господин Ворчик, сейчас в хорошей форме: продолжается рост, улучшаются финансовые и операционные результаты «Трансконтейнера», что увеличивает его стоимость.