По данным газеты «Коммерсант», в пятницу - 15 июня 2018 года у вице-премьера Максима Акимова, в чьем ведении после майской смены правительства оказались вопросы транспорта, состоялось совещание о приватизации контрольного пакета «Трансконтейнера», принадлежащего ОАО РЖД (50% плюс две акции).
Об этом рассказал источник, знакомый с ходом совещания, еще один подтвердил факт такого обсуждения. Как рассказал источник, знакомый с ходом совещания, на нем было решено, что приватизацию следует продолжить на прежних условиях — с открытых торгов с минимальными ограничениями.
Основное ограничение — запрет на перепродажу покупателем приобретенного пакета, рассказывает собеседник: ведомства опасаются, что при перепродаже контроль может оказаться у прямого конкурента, например, у морских контейнерных линий, которые, не будучи связаны никакими приватизационными условиями, могут просто уничтожить «Трансконтейнер».
Однако каким образом будет реализован этот запрет — через акционерное соглашение, через условие приватизации и так далее,— пока неизвестно. Также, рассказал источник, знакомый с ситуацией, было решено никак не ограничивать ОАО РЖД в создании альтернативного контейнерного оператора (в том числе и в плане расходования на это суммы, полученной от продажи пакета).
Продажа контрольного пакета «Трансконтейнера», на которой настаивал один из его крупных (25,07%) акционеров, группа «Сумма» Зиявудина Магомедова (сейчас под арестом), была вынесена на повестку дня в 2017 году, когда президент Владимир Путин поручил ведомствам оценить целесообразность продажи.
Те приняли положительное решение, объявив, что долю следует продавать с открытого аукциона, и предварительно назначив его на апрель.
Но сроки затягивались, а после смены правительства, в том числе профильного вице-премьера и министра транспорта, неопределенность усугубилась. В конце мая глава ОАО РЖД Олег Белозеров предложил господину Акимову возобновить обсуждение этого вопроса, созвав соответствующее совещание.
На совещании у господина Акимова, рассказывает собеседник, прозвучало, что официальное решение о продаже будет принято в августе, из чего следует, что процедурные моменты вряд ли удастся решить до конца года.
В феврале замминистра транспорта Алан Лушников говорил, что на качественную подготовку всех процедур с момента принятия решения необходимо минимум три месяца.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что и этот, и следующий годы будут для контейнерного рынка благоприятными, поэтому продажа в 2019 году, несомненно, лучше, чем в 2018-м, с точки зрения роста капитализации «Трансконтейнера».
При этом, отмечает эксперт, остается непонятной стратегия ОАО РЖД в отношении контейнерного бизнеса — идея продать контрольный пакет, а на вырученные деньги создать нового контейнерного оператора выглядит очень странной и снижает стоимость бизнеса ОАО РЖД.
Создавать в компании оператора без активов не имеет смысла, поясняет господин Бурмистров, так как уже есть ОТЛК ЕРА и «РЖД Логистика».
А с активами — еще более странно: компания будет закупать на пике стоимости новые фитинговые платформы, четко осознавая, что у нее не будет ни инфраструктуры, которая есть у «Трансконтейнера», ни парка контейнеров, ни сети маршрутов, а доходность фитинговых платформ в среднесрочной перспективе будет снижаться, что чревато убытками.