13 ноября 2013 года в рамках визита президента Владимира Путина в Южную Корею «Роснефть», «Газпромбанк» (ГПБ), «Совкомфлот» и одна из крупнейших мировых судостроительных корпораций — корейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME) подписали меморандум о сотрудничестве при создании судостроительного кластера на Дальнем Востоке. Стороны договорились вместе закончить строительство новой верфи «Звезда» раньше намеченного срока — к 2016 году (по плану — 2018 год), хотя еще весной правительство констатировало отставание от графика на десять месяцев. Кроме того, партнеры создадут совместный инжиниринговый центр, который будет заниматься морской техникой для шельфовых проектов, а также «определили основные условия по обмену технологиями, локализации производства и размещению заказов».
Но сотрудничество «Роснефти», ГПБ и «Совкомфлота» с DSME может быть значительно шире. На переговорах обсуждалась идея участия российских инвесторов в приватизации 31,26% акций DSME из 50,3% акций, которые принадлежат государству. В частности, возможность покупки доли рассматривает «Роснефть». Сумма сделки оценивается в $0,9-1,9 млрд.
Могут быть разные варианты — с корейцами в рамках строительства «Звезды» также будут сотрудничать ГПБ и «Совкомфлот», не исключено, что вместе с «Роснефтью» они составят консорциум, который купит пакет. Такой вариант обсуждался на уровне президентов двух стран. Есть вариант обмена акций DSME на акции судостроительного кластера на Дальнем Востоке. Приватизация запланирована на первый квартал будущего года.
Покупка пакета DSME логична для консорциума «Роснефти», ГПБ и «Совкомфлота», которые давно рассчитывали размещать заказы не только на отечественных, но и на иностранных верфях. «Совкомфлот» уже строит свои газовозы на корейских верфях. Официально покупка пакета, скорее всего, будет объяснена технологическим сотрудничеством, но реально новые акционеры смогут передавать в Корею сложные заказы, опасаясь их срыва отечественными судостроителями.
Строительство верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co, Ltd (DSME) началось в 1973 году в Okpo Bay, на острове Geoje, расположенном на юго-восточной оконечности Корейского полуострова, и было завершено в 1981 году. С тех пор верфь превратилась в премиального судостроительного и оффшорного подрядчика с мировым именем, который специализируется на строительстве судов различного назначения, морских платформ, буровых установок, буровых, FPSO, FPUs и т.д. Опыт DSME позволяет строить высокотехнологичные буровые суда, фиксированные офшорные платформы и решать масштабные задачи используя свои ноу-хау.
В настоящее время Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering — одна из крупнейших мировых и корейских судостроительных компаний. Ей принадлежит шесть верфей в Южной Корее, а также в США, Китае, Германии, Омане и других странах. Консолидированная выручка компании за 2012 года составила около $13 млрд, чистая прибыль — $163 млн.