Полтора года дискуссии о реструктуризации долгов «Мечела» перед Сбербанком породили несколько вариантов, об одном из них рассказали «Ведомостям» три человека, близких к разным сторонам переговоров.
Согласно этой схеме, Сбербанк продаст Газпромбанку долг «Мечела», а Газпромбанк в компенсацию получит долю в Эльгинском угольном месторождении, а также дорогу до него. По словам одного из собеседников «Ведомостей», если договоренность будет выполнена, «Мечел» может получить опцион на долю в Эльгинском месторождении.
На конец 2014 г. общий долг «Мечела» составлял $6,77 млрд, Сбербанку компания была должна $1,36 млрд, ВТБ – $1,15 млрд, Газпромбанку – $2 млрд.
Если план, который наметили Газпромбанк, Сбербанк и «Мечел», будет выполнен, то долг горно-металлургической компании перед Газпромбанком может остаться прежним – $2 млрд, Газпромбанк получит за долг Сбербанка дорогу и долю в Эльге, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к одной из сторон переговоров.
Два других собеседника сказали, что долг «Мечела» перед Сбербанком Газпромбанк может выкупить не целиком, но как в таком случае изменится долг «Мечела» перед Газпромбанком, они говорить отказались.
Какую долю в Эльге получит Газпромбанк в обмен на долг перед Сбербанком, собеседники «Ведомостей» не сообщают. Один из них утверждает, что предложенная схема обсуждается, но Сбербанку пока не очень нравится.
«Газпромбанк заинтересован в реструктуризации долгов «Мечела», но без ущерба для позиции банка. Мы ведем переговоры с заемщиком и другими кредиторами, но окончательных решений пока нет», – заявила член правления Газпромбанка Екатерина Трофимова.
Предправления Газпромбанка Андрей Акимов говорил, что банк рассматривает вариант покупки долга «Мечела» перед Сбербанком.
Схема может сработать, считает аналитик UBS Николай Сосновский, в выигрыше будут «Мечел» и, конечно же, Сбербанк. У банка сейчас практически нет возможности получить реальные деньги от компании в уплату долга, говорит Сосновский.
А если сделка будет предусматривать опцион, у Газпромбанка будет шанс вернуть средства и даже получить небольшой процент. Произойдет это в том случае, если финансовое положение «Мечела» восстановится, и компания будет способна выкупить долю в Эльге, подытоживает эксперт.
Сейчас лицензия на разработку Эльгинского месторождения (запасы – 2,2 млрд т угля) принадлежит компании «Эльгауголь». На развитие этого месторождения «Мечел» привлек в 2013 г. проектное финансирование во Внешэкономбанке ($2,5 млрд), но банк выдал лишь бридж-кредит на $150 млн. Взамен Внешэкономбанк получил в залог 49% компании и купил 1 акцию за 100 руб.
Для получения следующего транша «Мечел» должен был передать на баланс компании дорогу до Эльгинского месторождения (321 км, на ее строительство компания потратила около $2 млрд), но так этого и не сделал.
«Мечел» ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации долга с начала прошлого года. Договориться удалось пока с Газпромбанком и ВТБ, последний согласился перенести выплату тела основного долга с 2015–2016 на 2018–2019 гг., а также снизить ставку (она выросла с 12 до 35% к концу прошлого года из-за изменения ключевой ставки ЦБ).
Основным условием этой реструктуризации было полное погашение процентной задолженности, штрафов и пеней перед ВТБ, что «Мечел» и сделал в начале июля.
Сбербанк занял более жесткую позицию: банк отказался реструктурировать долг и вступил в переговоры о продаже части долга сторонним инвесторам. По данным «Интерфакса», Сбербанк был готов реструктурировать 30% долга, а оставшиеся 70% – продать.
В конце июня Сбербанк заявлял, что намерен инициировать процедуру банкротства трех дочерних компаний «Мечела» – Челябинского металлургического комбината, «Якутугля» и Братского завода ферросплавов (их просроченная задолженность перед банком – 2,9 млрд руб.). Если компаниям не удастся договориться с кредитором, то Сбербанк получит право подать иск о банкротстве в суд 30 июля.