«На текущий момент мы совершенствуем нашу бизнес-модель в Европе с целью создания стабильной, прибыльной, самостоятельно фондируемой и современной банковской группы. Информацию о сделках с активами группы “Сбербанк” пресс-служба Сбербанка комментирует исключительно по факту их заключения», — сообщила пресс-служба банка.
О том, что Сбербанк ищет способы уйти с рынка Венгрии, в конце прошлого года — до начала острой фазы кризиса в России — рассказывал человек, близкий к госбанку. «Выход из Венгрии логичен. Это тяжелый рынок из-за комплекса причин: банки там облагаются специальными налогами, также болезненной является обязательная процедура конвертации выданных ипотечных кредитов в национальную валюту», — говорит аналитик UBS Михаил Шлемов.
Сбербанк владеет десятью «дочками» в Европе через Sberbank Europe AG (бывшая VBI, которую госбанк приобрел у австрийского Volksbank AG в 2012 г. за 505 млн евро). Эта сделка готовилась долго, в том числе из-за убытков венгерского банка, и в итоге была закрыта с дисконтом.
Активы словацкого бизнеса составляют более 2 млрд евро, венгерского — 1,6 млрд евро, говорится на сайте Sberbank Europe AG.
Это нормальная ситуация, когда компания, находящаяся под санкциями и имеющая ограничения на внешнее финансирование, расстается с зарубежными активами, которые не являются ключевыми. Это маленький бизнес, и в масштабах Сбербанка использовать эти «дочки» для роста на европейских рынках сейчас вряд ли получится, говорит аналитик БКС Ольга Найденова:
«Ранее была задача использовать европейские “дочки” для роста трансграничного бизнеса, но сейчас эти задачи с точки зрения стратегии вряд ли выглядят привлекательно. По оценкам контрагентов Сбербанка, кредитный портфель словацкой и венгерской “дочек” на момент покупки был примерно по 1 млрд евро, с тех пор значительно не изменился».
Возможно, вырученные средства пойдут на погашение внешнего долга (около $3,8 млрд), рассуждает Найденова, кроме того, высвобождается часть капитала и есть смысл в том, чтобы поддержать показатель Н1 (на 1 января — 11,5%) на ключевом рынке.
Словацкую «дочку» продать будет достаточно легко, на нее будет спрос со стороны игроков этого рынка, уверен Шлемов, а вот «продажа бизнеса в Венгрии — гораздо более тяжелый процесс, не исключена даже возможность постепенного сворачивания бизнеса».