3 февраля 2015 года президент РЖД Владимир Якунин заявил, что в понедельник - 2 февраля, совет директоров железнодорожной компании одобрил продажу 25%-ной доли в голландской The Breakers Investments B.V., которой принадлежит 100% «Трансмашхолдинга» (ТМХ).
По словам Якунина, на эту долю уже есть покупатели: «Я получил официальное письмо от акционеров Breakers, которые уполномочили [соинвестора Breakers Андрея] Бокарева с таким письмом ко мне обратиться».
На долю Бокарева и Искандера Махмудова приходится 50% Breakers, еще 25% держит французская компания Alstom. Представитель Якунина отказался пояснить, кто именно интересовался покупкой доли в ТМХ.
Знакомый Бокарева отметил, что РЖД должна сделать предложение всем акционерам, в том числе и Alstom. Представитель Alstom отметил, что французская компания приняла к сведению решение совета директоров РЖД и готова рассмотреть возможность увеличения доли в ТМХ.
Собеседник «Ведомостей», близкий к РЖД, отметил, что Бокарев интересовался пакетом РЖД в ТМХ, однако о конкретной сумме разговора не было. Для начала РЖД надо оценить компанию, затем направить документы в правительство, там должны принять решение об отчуждении доли, и уже потом будет новый совет директоров, на котором компания решит, каким именно способом и кому продавать актив. По словам источника «Ведомостей», при продаже РЖД будет исходить из принципа максимизации прибыли.
В конце прошлого года Якунин объяснял желание РЖД продать долю в ТМХ появлением конкуренции среди производителей локомотивов и пассажирских вагонов. Когда на рынке «возникли два производителя» («Синара» Дмитрия Пумпянского и ТМХ), необходимости оставаться акционером одного из этих производителей у РЖД нет, сказал он.
Монополия стала акционером The Breakers Investments в 2007 г., купив 25% у Махмудова и Бокарева за 9,2 млрд руб. Тогда, по словам Якунина, «стоял вопрос о сохранении транспортного машиностроения». Якунин оценил долю РЖД в ТМХ «по сегодняшнему состоянию где-то в районе 13 млрд руб.». Знакомый Бокарева не стал комментировать эту цифру, сказав, что это бессмысленное занятие до завершения оценки компании.
Еще один собеседник «Ведомостей», близкий к РЖД, утверждает, что финансовое положение ТМХ устойчивое, несмотря на снижение заказов на дочернем предприятии — Тверском вагоностроительном заводе — до 2% от его мощностей и сокращение на 20% численности работников. «То, что происходит на локомотивных предприятиях (снижение закупок РЖД локомотивов на 30% в 2015 г.), временно», — утверждает он.