Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 638,37  (+75,86%)
1 020,93  (+31,02%)
6 753,72  (+39,13%)
121 230,74  (+96,18%)
4 343,60  (+4,52%)
66,25  (+0,80%)
Источник Investfunds

Рубен Варданян займется перевозками нефти

05.02.2015, Ведомости

Инвестиционный бутик Рубена Варданяна и его бывшего коллеги по «Тройке диалог» Михаила Бройтмана купил 40% железнодорожного оператора «Балттранссервис».

Совладельцы Globaltrans Никита Мишин, Константин Николаев и Андрей Филатов привлекли партнера в бизнес по перевозке нефти и нефтепродуктов. 40% ООО «Балттранссервис» (БТС) они продали ООО «Варданян, Бройтман и партнеры», рассказал «Ведомостям» источник, близкий к одной из сторон сделки. Это подтвердили представитель бизнесменов и его коллега из «Варданян, Бройтман и партнеры». У Globaltrans после сделки осталось 60% БТС.

БТС — один из крупнейших перевозчиков нефтеналивных грузов в России, странах СНГ и Балтии. Кроме того, он обладает наиболее устойчивой грузовой базой из всех операторов, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

В отличие от железнодорожных операторов, парк которых состоит из полувагонов, БТС работает по долгосрочным контрактам с нефтяными компаниями — компания обеспечена загрузкой до 2018 г., отмечает он. Основные направления, на которых работает БТС, — перевозки нефтяных грузов на экспорт с Рязанского НПЗ (принадлежит «Роснефти») и Ярославского НПЗ («Славнефть»).

Существенное конкурентное преимущество БТС — оператор владеет собственным парком локомотивов (всего 60) и всей инфраструктурой по обслуживанию локомотивов и подвижного состава. Выручка компании в 2013 г. составила 19,8 млрд руб., чистая прибыль — 5 млрд руб., следует из данных СПАРК.

Правда, нефтяники стремятся все больше сырья и нефтепродуктов транспортировать по трубе, отмечает Бурмистров. В этих условиях оставшийся на железной дороге груз получат те операторы, у которых есть свой груз («Газпром-транс», «РН-транс») либо локомотивы («Трансойл», БТС), говорит эксперт.

Об открытии инвестиционного бутика «Варданян, Бройтман и партнеры» Варданян объявил прошлой весной. «Мы будем заниматься консультированием клиентов, делиться с ними своими знаниями и опытом, будучи при этом соинвесторами проектов. Будем входить в различные проекты с моим собственным капиталом, а также с деньгами наших клиентов и партнеров», — говорил Варданян в интервью «Ведомостям» в апреле 2014 г.

Его партнер по проекту — бывший управляющий директор «Тройки диалог» и «Сбербанк CIB» Михаил Бройтман. По данным СПАРК, у Варданяна в компании — 75%, у Бройтмана — 25%.

Покупка БТС логично вписывается в стратегию инвестиционной компании, направленную на диверсификацию портфеля, говорит представитель «Варданян, Бройтман и партнеры». От других комментариев он отказался. Источник в компании сообщил, что это личная инвестиция Варданяна, но управлять активом будет «Варданян, Бройтман и партнеры».

БТС — качественный актив, но, после того как Globaltrans стал мажоритарным акционером компании, для Мишина, Николаева и Филатова доля в БТС стала портфельной инвестицией, говорит их представитель. Была предложена хорошая цена, поэтому актив был продан.

Ни о какой продаже других бизнесов речи не идет, Globaltrans остается для предпринимателей «ключевым стратегическим активом», сказал представитель Globaltrans. Представители продавца и покупателя не стали раскрывать сумму и детали сделки. Бурмистров оценивает 40% БТС в 7 млрд руб.

Комментарий
Аналитики «Ренессанс капитала» в своем отчете от 30 января допускали, что Globaltrans может самостоятельно выкупить пакет Мишина, Николаева и Филатова: у компании есть на это средства. У нее на счетах на 30 июня 2014 г. было $124 млн.