По данным газеты «Ведомости», владельцем 33,3% долей компании «Аква-инвест» согласно ЕГРЮЛу стал Михаил Якобашвили – так зовут 26-летнего сына бизнесмена Давида Якобашвили.
Якобашвили-старший подтвердил «Ведомостям», что его сын приобрел долю в этой компании: это семейная инвестиция, управлять проектом будет Михаил. Детали сделки он не раскрыл, сообщив, что она была денежной, на рыночных условиях.
«Аква-инвест» появился в результате борьбы государства с контрафактом на рынке минеральной воды. Навести порядок призывал бывший вице-премьер и полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин: долгое время «Ессентуки» разливали десятки компаний – в объеме существенно большем, чем официальная добыча. Чиновник призывал создать монополию или объединить пользователей скважин.
Так и произошло – «Аква-инвест» собрал активы по добыче и розливу минеральной воды на Северном Кавказе и стал единственным недропользователем с законным правом разливать «Ессентуки». У всех других заводов, не имеющих доступа к воде Ессентукского месторождения, Роспатент отозвал свидетельства на наименование места происхождения товара.
100% «Аква-инвеста» принадлежало некоему Егору Логинову. В марте 33,3% долей у него приобрела структура АФК «Система». Еще 5% купил инвестиционный директор «Системы» Никита Шашкин, которого источники «Ведомостей» называют зятем Хлопонина.
К семье Якобашвили предложение принять участие в проекте поступило от представителей «Системы», где бизнесмен является независимым директором, рассказал Якобашвили.
«Мы приветствуем вхождение в проект инвестора, разделяющего с нами стремление превратить компанию в лидера отрасли», – говорит представитель «Системы». Логинов вышел из числа совладельцев компании. Еще 28,3% «Аква-инвеста» – у учрежденного Валерием Ковалевым АО «Гисар», которое стало совладельцем «Аква-инвеста» одновременно с «Системой».
Якобашвили хорошо знает этот бизнес – Ессентукский завод минеральных вод входил в состав «Вимм-билль-данна», сооснователем которого был бизнесмен. Раньше работать в этой сфере было сложно из-за большого количества контрафакта, а сейчас появился официальный производитель воды, поэтому у бизнеса есть перспективы, считает бизнесмен.
Продажи питьевой воды в России стали расти в 2018 г., свидетельствуют данные Nielsen. В частности, продажи минеральной воды за прошлый год выросли на 11% в деньгах и на 6% в литрах. По данным Euromonitor International, по итогам 2018 г. «Ессентуки» были на 14-м месте среди брендов воды с долей 1,2%.
Планируется создать крупный холдинг по производству бутилированной питьевой и минеральной воды, говорил ранее Шашкин. Завершается модернизация завода в Кавминводах, рассказывает гендиректор «Холдинг аквы» Сергей Лобанов. Предприятие сможет увеличить производство до 9–10 млн. бутылок воды вместо прежних 3–4 млн., отмечает он.
В сочетании с привлечением новых инвесторов уже в краткосрочной перспективе можно ожидать кратного роста производства и продаж минеральной воды, официальным производителем которой является компания, считает президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков.