По данным газет «Ведомости» и «Коммерсант», НПФ «Благосостояние» договорился о продаже лизинговой компании «Трансфин-М» (ТФМ), рассказали несколько источников, близких к переговорам. По их словам, покупателем выступает проектная компания «ТФМ-Гарант».
70% этой компании принадлежит Алексею Тайчеру — бывшему главе крупнейшего железнодорожного оператора и «дочки» РЖД – Федеральной грузовой компании (ФГК), ныне советнику гендиректора ОАО РЖД на общественных началах, члену совета директоров ТФМ и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Он также является совладельцем железнодорожноого оператора «СГ транс».
Остальная доля у нового менеджмента ТФМ: членов правления - гендиректора Максима Анищенкова, его первого заместителя Александра Голанда и заместителя Ивана Благодатских. Сделка реализуется в формате MBO (management buy-out).
В НПФ подтверждают, что договоренность по сделке достигнута, но не раскрывают потенциальных покупателей. «Цена продажи около 35 млрд. руб., что соответствует коэффициенту к капиталу более 1,4. Это рекорд для финансового рынка на данный момент. К тому же часть стоимости была получена в виде дивидендов от ТФМ»,— уточняет представитель «Благосостояния».
Сделка в основном будет профинансирована за счет заемных средств, рассказывает собеседник, знакомый с ситуацией, ее профинансирует ВТБ, отмечает другой.
Сделка будет закрыта после согласования с ФАС, куда документы были поданы месяц назад. В ФАС сообщили, что изучают ходатайство.
«Направлены запросы заявителю с целью определения причин двукратного роста цен в цепочке посредников при передаче вагонов ТФМ под перевозку конечным грузоотправителям,— добавляют в ФАС.— Также будет изучен вопрос возможной координации ценовой политики с ГТЛК и ФГК».
«Трансфин-М» входит в пятерку крупнейших лизинговых компаний, за 2018 г. лизинговый портфель вырос до 290 млрд. руб. ТФМ специализируется на операционной аренде и лизинге железнодорожной, авиационной и автомобильной техники.
В рейтинге оперлизинговых компаний INFOLine за 2018 год «Трансфин-М» заняла второе место. У компании достаточно ликвидности, активы и обязательства сбалансированы по срокам, признавали в июне 2019 года аналитики «Эксперта-РА».
Общий парк вагонов в 2018 году составлял 53 тыс. шт. Общий парк вагонов компании на начало 2019 года составлял 61 000 шт. Частью парка управляют «дочки» лизинговой компании.
Согласно данным «Эксперт РА», доля техники в операционной аренде в портфеле составляла 46%, доля финансового лизинга железнодорожной техники и техники для иных сухопутных перевозок — 36,4%. Чистая прибыль компании за 2018 год составила 4,4 млрд. руб., в три раза больше, чем годом ранее.
«Благосостояние» продает лизинговый бизнес из-за особенностей регулирования НПФ. С 2018 г. ЦБ ввел стресс-тестирование пенсионных фондов, при наличии больших инвестиций в один актив пройти его сложно.
Из почти 400 млрд. руб. портфеля НПФ «Благосостояние» на вложения в акции и облигации «Трансфин-М» приходится 14–15%, в том числе на балансе фонда находится облигаций на 30 млрд. руб., говорит человек, близкий к фонду. Один из источников, знакомых с ситуацией, указывает, что договоренности по сделке, достигнутые с покупателем, решат эту проблему.
Центробанк указывал на необходимость снижения концентрации активов фонда, знает человек, близкий к «Трансфин-М», однако покупателей по устраивающей фонд цене долгое время найти не удавалось.
НПФ пытался продать компанию до стресс-теста 1 января 2019 года, следующий стресс-тест – 1 июля 2019 года. Важно, чтобы сделка состоялась до этого времени, говорит человек, близкий к фонду.
Представитель НПФ подтверждает, что компания продается «из-за большой концентрации на данную инвестицию, несмотря на высокие рейтинги, устойчивое финансовое положение и высокий уровень дивидендных выплат (2,2 млрд. руб. в 2018 году)».
Переговоры о продаже велись почти полтора года, среди возможных покупателей были Сбербанк, ВТБ, ГТЛК, структуры господина Тайчера. Обсуждаемая цена находилась в диапазоне 33–38 млрд. руб., а сам НПФ ориентировался на 37,5 млрд. руб. Не исключалась и продажа по частям.
Новые собственники покупают компанию целиком.
Представитель «Трансфин-М» обещает, что со сменой владельцев компания не уйдет с лизингового рынка. Об этом же говорит и источник, близкий к НПФ «Благосостояние».
Источник, знакомый с планами ТФМ, отмечает, что покупатели планируют сосредоточиться на двух направлениях: финансовом лизинге и оперировании железнодорожным подвижным составом (последним ТФМ ранее не занимался).
В части лизинга это финансирование инфраструктуры для транспортировки грузов от «первой» до «последней» мили, которое включает в себя финансирование подвижного состава, портовое оборудование для перевалки и транспортировки грузов, угледобывающую спецтехнику, морские суда.
Как считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, «Алексей Тайчер в этой ситуации выступает своеобразным "белым рыцарем", помогая акционерам НПФ сразу решить ряд проблем» При этом, по его словам, «дисконта, вопреки норме последних сделок, нет, и реструктуризация долга не требуется».
НПФ собирается вложить вырученные средства «в высоколиквидные рыночные инструменты». Но как указывает управляющий директор агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов, «у фонда исторически сохраняется высокая концентрация на недостаточно ликвидные активы, поэтому можно ожидать выхода из подобных инвестиций».
ВТБ
Российские Железные Дороги / РЖД
Сбер (Сбербанк)
Сибур Холдинг
Федеральная грузовая компания (ФГК) (Вторая грузовая компания)
Трансфин-М
Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
СГ-транс
Алексей Тайчер
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)
Максим Анищенков
Алексей Голанд
Иван Благодатских
За последние 1,5 года в России ставки предоставления вагонов на полувагоны, которых больше всего в парке «Трансфрн-М», выросли примерно 20–25%, крытые вагоны – примерно на 30–35%, нефтеналивные цистерны – на 40–45%, приводит данные гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Ставки росли, главным образом, из-за увеличения грузооборота на сети РЖД, замедления оборота вагонов и общего взрывного роста цен на комплектующие, поясняет эксперт. По его словам, во II квартале 2019 г. ставки предоставления полувагонов стабилизировались, а при погрузке из Кузбасса в южном и западном направлении начинают снижаться из-за падения цен на уголь ниже $50 на рынке Европы.
По мнению Бурмистрова, у ФАС нет оснований не одобрить сделку. Тайчер с декабря 2018 г. работает советником гендиректора РЖД, то есть не аффилирован с монополией, а текущий его бизнес не пересекается с «Трансфин-М».
Он связан с цистернами для перевозки сжиженных углеводородных газов, в то время как в парке «Трансфин-М» превалируют полувагоны и нефтеналивные цистерны, а также присутствуют крытые вагоны и платформы, поясняет Бурмистров.
С приходом Тайчера ставки аренды и предоставления парка «Трансфин-М» вряд ли будут расти и могут даже снизиться, считает Бурмистров.
С учетом высокой долговой нагрузки компании и выбранной конструкции сделки – привлечение управляющих партнеров из числа действующих менеджеров с покупкой долей за кредитные средства – новые собственники «Трансфин-М» будут делать все, чтобы не потерять клиентов и обеспечить полную загрузку всех вагонов, рассуждает эксперт. Это в конечном счете позволит быстрее расплатиться по долгам, замечает он.
Опыт «СГ-транса» показывает, что Тайчер «играет в долгую» и умеет выстраивать отношения с ключевыми заказчиками, продолжает Бурмистров: пример тому созданное в 2018 г. транспортное СП с главным клиентом «СГ-транса» – «Сибуром» (Нефтехимическая транспортная компания).
Эксперт считает, что компанию ждет реструктуризация бизнеса и изменение стратегии – например, она может отказаться от лизинга авиационной техники, усилив помимо ключевого вагонного бизнеса еще и позиции в перспективном водном транспорте.